ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
Образовательная программа «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ» имеет художественно-эстетическую направленность, общекультурную по уровню освоения.
Искусство хорового пения всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирование духовного, творческого потенциала общества, несмотря ни на какие потрясения, переживаемые нашим государством. Школы хорового пения призваны сыграть серьезную роль в организации и реорганизации музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.
Хоровое пение с его многовековыми традициями, высоким и неувядаемым профессионализмом, глубоким духовным содержанием, могучим воздействием на эмоциональный, нравственный и интеллектуальный строй как исполнителей, так и слушателей, с его относительной (иногда обманчивой) простотой и доступностью, демократичностью было и остается надежным щитом отечественной певческой и музыкальной культуры, надежным и испытанным средством музыкального воспитания и образования народных масс и повышения общей культуры подрастающего поколения.
Хоровое пение не должно рассматриваться только как коллективное разучивание музыкальных произведений для последующего неминуемого выступления на сцене. Хоровое пение - это часть емкого, глубокого, обширного понятия "музыкально-хоровая культура", постигая которую человек, прежде всего, постигает и творит самого себя. Мир культуры дает человеку духовную свободу, то есть возможность выбора в альтернативных условиях.
Хоровое пение является транслятором народного многовекового певческого опыта со своим специфическим языком (ноты, партитуры, гармоническое и полифоническое многоголосие). Но в культуру народного хорового песнетворчества входит целый спектр сопутствующих, но крайне важных для становления и социализации личности моментов: формирование критериев прекрасного и безобразного; регулирование взаимоотношений поющих между собой; определение норм общения как в процессе хоровых репетиций, так, проецируя, и в обычной, повседневной жизни; обучение людей гибкости сосуществования при сохранении личного достоинства, интеллигентности, дружелюбности и доброжелательности. В этом плане восстанавливать фундамент культуры надо с понятий права, долга и ответственности, что прекрасно вписывается в культуру хорового пения.
Актуальность данной программы заключается в необходимости воспитания у подрастающего поколения духовности посредством многообразной хоровой культуры. А также в потребности детей выражать свой творческий потенциал средствами хорового искусства.
Цель программы: создание условий для развития музыкальных способностей ребенка посредствам приобщения к хоровому искусству.
Задачи:
обучающие:
- Сформировать музыкальные навыки, необходимые для участия в хоровом исполнительстве (звукообразование, однородность звучания регистров, дыхание, дикция и артикуляция и т.д.).
- Научить формированию вокальной дикции, вокальной дыхательной системе.
- Познакомить детей с основами музыкальной грамоты и хоровой литературой.
развивающие:
- Расширить музыкальный кругозор учащихся.
- Развить голосовой диапазон и тембровую окраску.
- Развить мелодический и гармонический слух
- Развить музыкальный вкус и эрудицию, навыки сценического поведения и актерского мастерства.
- Способствовать развитию образного мышления.
- Развить аналитическое отношение к исполнительству, как к своему, так и других.
воспитательные:
- Воспитать чувство коммуникабельности и ответственности.
- Воспитать черты характера (доброту, волю, дисциплинированность, трудолюбие) через концертную работу.
Формы организации занятий.
- вокально-хоровая работа;
- ансамблевое пение;
- сольное пение;
- музыкально-ритмические упражнения;
- дыхательная гимнастика;
- музыкально-пластическое интонирование;
- движение под музыку;
- двигательные импровизации.
Чередование видов деятельности, позволяет поддерживать подвижный темп работы, избегать переутомления обучающихся. Сроки реализации программы - 5 лет.
- соответствии с планом внеурочной деятельности на освоение программы «Хоровое пение» в 5-9 классах отводится 1 час в неделю, 34 часа в год, за весь период освоения курса -170 часов. Продолжительность 1 занятия - 40-45 минут.
Ожидаемый результат.
По окончании полного курса обучения обучающийся:
- Будет свободно управлять голосовым аппаратом.
- Приобретет уверенные навыки хорового исполнительства.
- Накопит разно-жанровый репертуар.
- Приобретет возможность продолжения образования в специальных музыкальных учебных заведениях.