ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК
Рабочая программа по учебному курсу «Церковнославянский язык» для 5, 6 классов разработана на основе требований: Федеральных государственных образовательных стандартов; Примерной программы по курсу «Церковнославянский язык», включенной в Стандарт православного компонента; Авторской программы А.В.Бородиной «Основы духовности языка».
Цели языкового образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль языка в ряду других гуманитарных дисциплин.
Трудно переоценить роль языка в нашей жизни. Это не только средство коммуникации, но и особая знаковая система, служащая сохранению знаний, исторической памяти, духовности и самосознания поколений (не случайно, слово «язык» обозначало понятие «народ»). Из изменчивого капризного хаоса именно язык создает закономерный космос, упорядочивая мир в понятийных категориях.
Особенно актуальным становится языковое образование в стандарте образования нового поколения, который рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности, его правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям, когда на первый план выдвигаются учебные универсальные действия предметного и метапредметного характера.
Изучение церковнославянского языка направлено на достижение следующих целей:
- сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры славянских народов;
- раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви
- овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
- воспитание уважения к церковнославянскому языку как к богослужебному языку Русской Православной Церкви и первому литературному языку славян;
- развитие языковой и речевой культуры и логики, языкового чутья, умения решать коммуникативные задачи;
- освоение первоначальных знаний об истории происхождения славянской письменности, роли св. Кирилла и Мефодия в просвещении славян; графике, фонетике, грамматике, лексике церковнославянского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно читать по-церковнославянски, осознанно участвовать в церковной службе, читать наизусть основные молитвы; совершенствование каллиграфических и артикуляционных навыков;
- обогащение словарного запаса и общекультурного уровня учащихся;
- воспитание духовности и нравственности через осмысленное и глубокое постижение текстов духовного содержания; уважения к родному языку и его истории, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.