ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
Предлагаемая программа предназначена для музыкально-эстетического самовыражения, воспитания и вокально-технического развития детей начальных классов, проявляющими интерес к музыке.
Хоровое пение – одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. Коллективное хоровое исполнение открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения обучающихся. Однако все это может быть достигнуто, если имеет место педагогически грамотное обучение.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит ансамблю вокального пения – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В ансамбле вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, занятия проходят с группой (15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
В основу ансамблевого обучения положен синтез трех начал:
-игровой метод обучения
-эмоционально- насыщенное общение
-предметно-творческая деятельность (создание коллективного художественного образа).
Из взаимосвязи этих слагаемых в целостном образовательном процессе рождается проектируемый эффект – развитие у обучающихся ярко выраженного стремления творчески реализовать себя в различных сферах социально-значимых видов коллективной ансамблево-хоровой деятельности.
Целью образовательной программы является развитие у детей 6,5-10 лет способностей к коллективному созданию художественно-исполнительского образа на основе интенсивной эмоционально-личностной вовлеченности в ансамблево-хоровое пение.
- Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;
- Научить каждого ребенка владеть певческим голосом.
Предполагаемая программа внеурочной деятельности начальной школы ориентируется на решение следующих задач:
- Образовательные:
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
- Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
- Развить музыкально-эстетический вкус;
- Развить музыкальные способности детей;
Принимая во внимание вышеперечисленные задачи внеурочной деятельности учащихся начальной школы в художественно-эстетическом направлении, основными принципами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей.
Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в максимальном раскрытии вокальных способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.
Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.
Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества — идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.
Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на развитии познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах вокальной деятельности.
Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий музыкой, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере музыки учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, психологии и др.
На реализацию программы выделяется 135 часов. В 1 классе 33 ч., а во 2-4 класса по 34ч. (102ч.).
В программу ансамбля вокального пения входит индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных. Работа ансамбля направлена, прежде всего, на подготовку исполнителей хорового исполнения и солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении ребят готовятся для школьных мероприятий.
Занятия могут проводиться как в отдельном классе, актовом зале, так и в свободных одновозрастных объединениях младших школьников (6,5 лет-10 лет), в классной комнате или рекреациях школы.
Перед началом занятий, каждый ребёнок должен посоветоваться с родителями и школьным врачом о целесообразности тех или иных вокальных нагрузок.
Известно, что результаты занятий в объединениях художественно эстетического профиля зависят не только от музыкальных способностей детей, природных задатков, но и от волевых усилий и других индивидуальных особенностей личности.