Московский патриархат / Татарстанская митрополия / Казанская епархия

Православная гимназия
имени святителя Гурия Казанского

Хоровое пение

32

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ

Предлагаемая программа предназначена для музыкально-эстетического самовыражения, воспитания и вокально-технического развития детей начальных классов, проявляющими интерес к музыке.

Хоровое пение – одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. Коллективное хоровое исполнение открывает значительные перспективы для   музыкально-эстетического самовыражения обучающихся. Однако все это может быть достигнуто, если имеет место педагогически грамотное обучение.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит ансамблю вокального пения – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В ансамбле вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, занятия проходят с группой (15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

В основу ансамблевого обучения положен синтез трех начал:

-игровой метод обучения 

-эмоционально- насыщенное общение

-предметно-творческая деятельность (создание коллективного художественного образа).

Из взаимосвязи этих слагаемых в целостном образовательном процессе рождается проектируемый эффект – развитие у обучающихся  ярко выраженного стремления творчески реализовать себя в различных сферах социально-значимых видов коллективной ансамблево-хоровой  деятельности.

Целью образовательной программы является развитие у  детей 6,5-10 лет способностей к  коллективному созданию художественно-исполнительского образа на основе  интенсивной эмоционально-личностной вовлеченности в ансамблево-хоровое пение.

  • Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;
  • Научить каждого ребенка владеть певческим голосом.

Предполагаемая программа внеурочной деятельности  начальной школы ориентируется на решение следующих задач:

  • Образовательные:
    Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
    Обучить детей вокальным навыкам;

Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
  • Привить навыки сценического поведения;
    Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

Развивающие:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;
  • Развить музыкальные способности детей;

Принимая во внимание вышеперечисленные задачи внеурочной деятельности учащихся начальной школы в художественно-эстетическом направлении, основными принципами при форми­ровании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудни­чества, деятельностный подход, интенсификация и оптимиза­ция, расширение межпредметных связей.

Принцип демократизации в педагогическом процессе вы­ражается в максимальном рас­крытии вокальных способностей детей, построении преподавания на ос­нове использования широких и гибких методов и средств обу­чения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.

Принцип гуманизации педагогического процесса заключа­ется в учёте индивидуальных способностей личности каждо­го ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разно­уровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.

Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики со­трудничества — идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопони­манием и проникновением в духовный мир друг друга, совмест­ным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.

Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на развитии познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах вокальной деятельности.

Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий музыкой, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.

Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленно­сти изучаемых явлений и процессов в сфере музыки учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, психологии и др.

На реализацию программы выделяется 135 часов. В 1 классе 33 ч., а во 2-4 класса по 34ч. (102ч.).

 В программу ансамбля вокального пения входит индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных. Работа ансамбля направлена, прежде всего, на подготовку исполнителей хорового исполнения и солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении ребят готовятся для школьных мероприятий.

Занятия могут проводиться  как в отдельном классе, актовом зале, так и в свободных одновозрастных объединениях  младших школьников (6,5 лет-10 лет), в классной комнате или рекреациях школы.

Перед началом занятий, каждый ребёнок должен посоветоваться с родителями и школьным врачом о целесообразности тех или иных вокальных нагрузок.

 Известно, что результаты занятий в объединениях художественно эстетического профиля зависят не только от музыкальных способностей детей, природных задатков, но и от волевых усилий и других индивидуальных особенностей личности.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Скоро

Кодекс гимназиста

  • Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всею мыслию твоею, и ближнего своего, как самого себя.
  • Будь всегда благодарен Богу – и за радости, и за скорби. Со смирением неси свой крест.
  • Будь верен Церкви Православной, помни: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец».
  • Будь верен России, береги и храни её традиции, будь достойным гражданином своего Отечества.
  • Упорно овладевай знаниями для пользы ближних и на благо Родины.

Православный календарь

Навигация...