Московский патриархат / Татарстанская митрополия / Казанская епархия

Храм сошествия
Святого духа

Храм Сошествия Святаго Духа

Неделя седьмая по Пасхе: О чем повествует Апостольское и Евангельское чтение?

106

 

Каждый день на Божественной литургии Церковь напоминает нам те или иные отрывки из Евангелия и Апостольских посланий, чтобы мы задумались об их смысле, сравнили свою жизнь с тем, чего хочет от нас Бог. Самые важные отрывки — зачала — читаются по воскресеньям. О чем пойдет речь? 

Предлагаем вашему вниманию русский перевод и толкование чтений в Неделю 7-ую по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора.


Апостольское послание:  Деян., 44 зач., XX, 16–18, 28–36 (русский перевод и толкование архимандрита Ианнуария)

16Павел спешил по возможности успеть в Иерусалим ко дню Пятидесятницы, и потому, чтобы не задерживаться в Асии, решил плыть без остановки в Ефесе. 17Но пресвитеров Ефесской церкви он позвал к себе, послав за ними из Милита. 18И когда они пришли к нему, он сказал им: «Вы знаете, как я все это время жил среди вас, с первого дня, когда я пришел в Асию. …28Будьте внимательными и к себе и ко всему стаду, епископами которого вас поставил Святой Дух, чтобы вы пасли Церковь Божию: Он приобрел ее Себе ценою собственной крови. 29Ибо я знаю, что после моего ухода к вам придут лютые волки, которые щадить стада не будут. 30Даже из вас самих появятся некие люди, которые все извратят своими речами, чтобы увлечь за собою учеников. 31Поэтому будьте бдительны и помните, что каждого из вас я непрестанно и со слезами вразумлял целых три года, и днем и ночью. 32И вот сегодня я вверяю вас Богу и Слову Его благодати, которое обладает силой взрастить вас и ввести в наследство вместе со всеми освященными. 33Я ни от кого не домогался ни серебра, ни золота, ни одежды. 34Вы и сами знаете, что о моих нуждах и о нуждах моих спутников позаботились вот эти мои руки. 35Всем этим я показал вам, что надо так трудиться, чтобы помогать слабым и помнить слова, сказанные Самим Господом Иисусом: «Блаженнее давать, чем брать»».36И сказав это, Павел преклонил колени и вместе со всеми помолился.

Толкование

Мы читаем о завершающем этапе третьего миссионерского путешествия апостола Павла. Собрав в основанных им церквах немалые средства для Иерусалимской Церкви–матери, теперь он направляет свой путь в Иерусалим. Павел спешил, так как времени было в обрез, а он хотел прибыть в Святой город к великому празднику Пятидесятницы. Остановка в Ефесе, большом городе римской провинции Асия, задержала бы его. Но и не попрощаться с христианами этого города, в котором прошли три года его жизни, он не хотел. Поэтому, пребывая в портовом городке Милит, апостол послал за пресвитерами Ефесской церкви, чтобы в их лице проститься со всеми христианами Ефеса и преподать им прощальные наставления. Не забудем, что апостол Павел с ними больше уже не увидится, так как в Иерусалиме его будет ждать арест, долгий судебный процесс и, в конце концов, мученическая кончина в Риме. Так что прощальная речь апостола к ефесским пресвитерам оказалась как бы его духовным завещанием. Эта речь, сообщенная нам евангелистом Лукой, — единственная в его книге Деяний святых Апостолов, которая адресована апостолом Павлом христианской аудитории. Ведь все прочие многочисленные речи его были адресованы либо иудеям, либо язычникам, либо произнесены перед властями.

Нас может удивить, что прибывшие к апостолу Павлу ефесские церковные руководители называются в прочитанном нами отрывке то «пресвитерами» (в переводе с греческого — старейшинами), то «епископами» (в переводе — блюстителями, или попечителями). Дело в том, что привычные нам три степени церковной иерархии (епископы, пресвитеры, которых чаще называют священниками, и диаконы) в апостольский век еще не сформировались. Существовали только две степени христианского священнослужения: диаконы и пресвитеры, которых иногда называли епископами. Здесь просто сказывались разные традиции. Пресвитеры (старейшины) — слово, происходящее из языка иудейской синагоги, а епископы (блюстители) — слово, заимствованное из жизни греческого общества. Лишь несколько позже эти слова стали обозначать разные степени служения в Церкви. Однако важны не названия, но задачи, функции этих пресвитеров–епископов. А их задача в самом общем виде обозначается как пастырство: они — пастыри, то есть, в образном смысле, пастухи стада. Да, для Священного Писания очень характерна метафора «стада», обозначающая то или иное человеческое общество, в частности, Церковь Христову. В нашем современном языке, сформированном городской цивилизацией, слово «стадо» применительно к некоему множеству людей несет на себе, скорее, пренебрежительный характер, обозначая бессмысленную толпу. Не так было в библейском мире, который еще не был радикально оторван от земли, от полей, лугов и пастушеского быта. Пастырь призван к благородной миссии растить, кормить и защищать стадо. Сам Господь Иисус Христос называет Своих последователей овцами, стадом, а Самого Себя Пастырем: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32); «Я есмь Пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11).

Свою речь к пастырям Церкви апостол Павел начинает словами: «Вы знаете, как я все это время жил среди вас…». И далее он снова пишет: «Вы и сами знаете…». Да и во многих посланиях апостола снова и снова повторяется это напоминающее «Вы знаете…». Дело в том, что апостола Павла постоянно сопровождало непримиримое к нему отношение со стороны враждебно настроенных иудеев, и эта враждебность часто принимала характер злобной клеветы. Поэтому апостол вынужден постоянно защищаться, убеждая верующих в чистоте и искренности своих намерений. Поэтому и его речи, и его послания иногда несут на себе оттенок апологии, самозащиты перед несправедливым судом человеческим. В данном случае он напоминает ефесянам о своей жизни среди них, жизни, полной преданного служения, испытаний и бескорыстия.

Итак, оглядываясь на свое апостольское служение, о котором ефесские пресвитеры «знают», и предвидя впереди его возможные страдания и разлуку со своей паствой, — об этом знает только он сам, — апостол преподает пастырям Церкви последние наставления. Он настаивает на двух моментах их служения: «будьте внимательными к себе и ко всему стаду» и «будьте бдительными», бодрствуйте, будьте на страже. Ведь они поставлены «пасти Церковь Божию», то есть то пасти стадо, владельцем которого является Бог. Это налагает на пастырей великую ответственность. Апостол Павел произносит слова, которые показывают, насколько Богу дорога Его Церковь, ибо «Он приобрел ее Себе ценою собственной крови». — Удивительные слова, которые нас могут озадачить. Разве на Кресте была пролита кровь Бога Отца? Нет, конечно! Но как же объяснить слова апостола Павла о собственной крови Бога, искупившей грехи человечества? Не надо смущаться. Все дело в свойствах древнего греческого языка, на котором и написаны книги Нового Завета. Выражение «собственная кровь» употребляется как ласковое обозначение близкого родства. В русском языке сохраняется похожее выражение: «родная кровь» или более простонародное и интимное «родная кровинушка». Речь идет, разумеется, о цене крови Сына Божия, Господа и Спасителя Иисуса Христа.

«Будьте внимательны, будьте бдительны», — предостерегает апостол. Он знает, что после его ухода в Церковь придут хищники, волки, которые будут опустошать стадо. Так характеризуются лжеучителя. Некоторые из них появятся и из самой Церкви. Извращая Евангелие Христово, они будут вносить разделения в Церковь и привлекать к себе учеников, стараясь уловить их в свои сети. Сам Иисус Христос предупреждал об этих врагах, говоря: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15). Апостол Павел на протяжение всей своей миссионерской деятельности придавал исключительное значение чистоте Евангелия Христова. Вот и теперь он напоминает ефесянам, что именно истине Евангелия веры и благодати он их «вразумлял целых три года, и днем и ночью». Теперь же, покидая их, он вверяет их Богу и Его благодатному Слову, которое, — как в этом убежден апостол, — «есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим. 1:16).

Завершая свою речь, апостол Павел вновь напоминает пресвитерам о том примере, какой он сам явил в своей апостольской деятельности. Как он написал в одном из своих посланий, он мог бы, пользуясь правом Апостола Христова «въ тяготL бы1ти», то есть отягощать, обременять свою паству (1 Фесс 2,7), но он ни у кого не брал ни денег, ни одежды, но, трудясь своими руками, обеспечивал не только свои материальные нужды, но и нужды своих спутников. Более того, — хотя он и не упоминает об этом, чтобы не трубить перед собою, как делают лицемеры, — несомненно, что он занимался благотворительностью, к которой он призывает и свою паству — «помогать слабым и помнить слова, сказанные Самим Господом Иисусом: «Блаженнее давать, чем брать»». Замечательно, что эти слова Господа нам остались бы неизвестными, если бы их не привел евангелист Лука, вложив их в уста святого Павла, который являет нам образ великого Апостола, великого богослова и великого пастыря.

Евангельское чтение: Ин., 56 зач., XVII, 1–13

1После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, 2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. 3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. 4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. 5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. 6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. 7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, 8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. 9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. 10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. 11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. 12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. 13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Толкование протоиерея Сергий Кузнецова

Сегодня Святое Евангелие предлагает нам отрывок от Иоанна, где мы слышим  первосвященническую молитву Спасителя. Это молитва Иисуса к Отцу за учеников, Ему данных. Иисус Христос обращается в присутствии своих учеников к Отцу Небесному. Он совершает это, прежде всего, для того, чтобы утешить Своих учеников. Потому что перед этим Он говорит им о том, что Ему предстоит подвиг страданий крестной смерти, о том, что Он их в свое время оставит, и что они оставят Его и разойдутся. И для того, чтобы их укрепить в предстоящем их апостольском служении, в их подвиге Он применительно и приспособительно к этому обращается к Отцу Небесному и говорит: «Отче! прииде час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя». И это Он говорит о Своих крестных, смертных страданиях и о вознесении. И говорит, о том, что дело Он совершит так, как будто пред Его взором божественным уже совершилось дело спасения. Тем самым Он указывает на то, что Он уступает, сообразуясь с волей Своего Отца и Сам имеет волю и желание совершить тот подвиг, то послушание Отцу Небесному, которое мы и славим. Для того чтобы утешить Своих учеников, Он обращается к Отцу и совершает первосвятительскую, первосвященническую молитву: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы». О чем просит Христос? О том, чтобы ученики Его были сохранены также в Единстве, в каком пребывает Сын Божий и Его Отец Небесный. Просит, чтобы это единство было нерушимо, ибо если апостолы пребудут в любви друг к другу и будут иметь одно и тоже мудрование и желание, и не будет среди них разделения, но единодушие, то, конечно же, будет и охрана. И так как единомудрование, и единожелание, и любовь присутствуют в Святой Троице, так и об этом единстве среди апостолов молится Господь и Спаситель. Потому что только тогда они будут непобедимы, и какие бы трудности, беды и напасти, скорби не случились бы с ними, все они в своем единстве, с помощью Божьей смогут одолеть. Господь говорит и том, что Он дал им учение, которое изволит возвестить им через Своего Сына. И они приняли его и исповедали, что Христос воистину Сын Божий, пришедый по воле Своей и по воле Отца Небесного для спасения рода человеческого. И Господь говорит: «Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисуса Христа». Почему Он подчеркивает именно это – «единаго истиннаго Бога»? Потому что, говоря пред этим: «дал еси Ему власть всякия плоти», Он говорит о том, что угодно Богу Отцу и Мне, чтобы вы проповедовали среди язычников - не только иудеи призваны ко спасению, но и весь род человеческий. И говорит о том, что единый истинный Бог – это Его Отец, и Он в единении с Ним и Святой Дух. Это поясняет для того, чтобы иметь отличие от ложных языческих богов, потому что, придя к язычникам, они, прежде всего, столкнуться с теми верованиями, которые существуют среди язычников и для того, чтобы они никогда не смущались, но твердо веровали и рассказывали, что Бог истинный только лишь один. Он же упоминает и о Иуде, подразумевая то, что не все захотят принять спасительное учение. Господь соблюдает свободу человека, которую ему дал и не навязывает ему Свое учение, он его предлагает и уже от свободной воли человека зависит, принять это учение, последовать в Царство Небесное, жизнь вечную или же отказаться от этого. И человек совершает свой выбор в этой земной жизни. Все Господь предоставил для его спасения. 

 

 

 

Теги:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Слово настоятеля

«Если мы посмотрим на иконы святителя Николая, мы увидим в его руке какую-то книжку. Что это за книжка? Почему его с ней изображают на иконах? Это Евангелие, которое было для него руководством по жизни, им он вдохновлялся и Божественные словеса наполняли его сердце. Своим примером он и нам предлагает ежедневно читать Священное Писание, если хотим стяжать благодать Святого Духа. Мы должны читать Писание, напитывать свои сердца этой Книгой жизни».

Проповедь в день памяти святителя Николая чудотворца

Banner 1 4 bok

Banner 1 6 bok

Banner 1 3 bok v2

Banner 1 bok v2

Православный календарь