Московский патриархат / Татарстанская митрополия / Казанская епархия

Храм сошествия
Святого духа

Неделя четвертая Великого поста: О чем повествует Апостольское и Евангельское чтение?

756

Каждый день на Божественной литургии Церковь напоминает нам те или иные отрывки из Евангелия и Апостольских посланий, чтобы мы задумались об их смысле, сравнили свою жизнь с тем, чего хочет от нас Бог.

Самые важные отрывки — зачала — читаются по воскресеньям. О чём шла речь сегодня? Не расслышали? Не поняли по-церковнославянски? Забыли? Упущенное можно наверстать.

Предлагаем вашему вниманию русский перевод и толкование чтений Недели четвертой Великого поста, память прп. Иоанна Лествичника.


 

Апостольское чтение

Послание Святого Апостола Павла к Евреям, глава 6, стихи 13-20

Братья, когда Бог давал обетование Аврааму, то, не имея никого выше Себя, кем Он мог бы клясться, Он поклялся Собою, сказав: «Воистину, Благословляя, благословлю Тебяи, множая, умножу Тебя». (Быт. 22:17) И Авраам, проявив долготерпение, получил обещанное. Ведь люди клянутся кем-нибудь высшим себя, и клятва у них скрепляет конец всякого спора. Вот потому и Бог, желая с избытком доказать наследникам обетования неизменность Своей воли, воспользовался ещё и клятвой, чтобы в этих двух неизменных вещах, в которых Богу невозможно солгать, мы нашли прибежище и обрели уверенность, крепко держась открывшейся перед нами надежды. Она для нас – незыблемый и верный якорь души, она входит внутрь храма, за завесу, куда уже вошёл за нас Предтечей Иисус, став Первосвященником навеки по чину Мелхиседека.

Послание к Евреям, отрывок из которого мы читаем в 4-ю неделю Великого поста, – особенное писание Нового Завета. И особенность его в том, что в нём вся история верующего человечества рассматривается как некое единое целое, в котором содержательно связано прошлое с настоящим и будущим. Но связь эта не такая, какую утверждали языческие историки и философы, говоря, что нет ничего нового на земле: мол, всё повторяется в циклическом ритме, всё движется по кругу, как Солнце и звёзды, как прилив и отлив, как день и ночь, как лето и зима. Библейский взгляд на историю совсем иной. Бог сотворил этот мир и человека в нём не для безсмысленного верчения, но для движения к определённой цели. И цель эта – в Самом Боге Творце. Как писал в Послании к Римлянам апостол Павел, «всё из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36). Человек в своём греховном состоянии чаще всего такой цели не видит. Напротив, он видит вокруг себя тлен и смерть, которая лишает смысла какое бы то ни было существование. Оттого и мысль о вечном повторении и безсмысленном движении по кругу. Само слово «грех» в греческом языке (а книги Нового Завета написаны по-гречески) означает «движение мимо цели, сбой». Действительно, получается так, как сказано у Пушкина: 

«Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам».

Получить из окружающего мира представление о смысле и цели своего существования человек не может, так как всё этому противоречит и свидетельствует об отсутствии смысла: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит… Восходит солнце, и заходит солнце… Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои. … Что было, то и будет; и что дела- лось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: “смотри, вот это новое”; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1:2-10). Единственный источник знания о цели и смысле бытия человеческого – Откровение от Бога. Именно об этом – всё Священное Писание, с первых же его страниц. Поэтому следует различать просто историю как последовательность фактов и событий, так или иначе интерпретируемых, и Священную историю как последовательность Откровений Божиих. Бог продолжает дело Творения в истории, Своими Откровениями и промыслительными действиями преодолевая хаос и безсмысленность мира греха, указывая людям их вечное предназначение. В мире Священной истории постоянно появляется что-то новое, произрастая из прошлого. И это новое всё ближе подводит людей к той великой новизне, которая открылась в Иисусе Христе и в Его Церкви. Это можно сравнить с тем, как из малого семени вырастает большое дерево. Дерево ведь не может вырасти из камня. Оно вырастает из семени, потому что каким-то образом в нём уже заложено. Энергию же роста даёт Бог. Эта мысль о том, что в глубинах Священной истории уже заложены прообразы будущих новых Откровений, пронизывает всё Священное Писание. Апостол Павел видит в прошлых событиях прообразы будущих свершений, как в семени можно видеть будущее дерево. Однако для того, чтобы это видеть, необходим дар веры, просветляющий наше духовное зрение. Вот и ещё одно сравнение, которое даёт апостол Павел: прошлое в Священной истории «есть тень будущего, а тело – во Христе» (Кол. 2:17). Когда мы смотрим на тень, мы лишь с трудом можем угадать, какому телу она принадлежит. Но когда мы видим тело, то ясно сознаём, какую тень это тело может отбросить. Именно это представление лежит в основе новозаветных толкований событий Ветхого Завета. В событиях древности авторы Нового Завета усматривают тени, предвосхищения, прообразы той реальности, свидетелями и участниками которой они являются. Так вся история осознаётся в её внутренней связности и единстве. Об этом говорит и сегодняшний отрывок из Послания к Евреям. Книга Бытия упоминает о нескольких обетованиях Бога Аврааму. Сначала Он повелел Аврааму оставить Харран и идти в неведомую землю, которую обещал отдать потомству Авраама (Быт. 12:7). Затем Бог обещает Аврааму сделать его отцом множества народов (Быт. 17:5-6). Третье обетование – о том, что «от Авраама произойдёт народ великий и сильный, и благословятся в нём все народы земли» (Быт. 18:18). Наконец, в четвёртый раз Бог подтвердил Своё обетование клятвой: «Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты … не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; … и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:16-18). Слово обетования Божия было твёрдым и непреложным и само по себе. Но чтобы сделать его ещё более убедительным, оно было подкреплено клятвой. Это обетование заключалось в том, что потомки Авраама будут многочисленны и благословенны. Аврааму нужно было проявить терпение, прежде чем он получил обещанное. Лишь через двадцать пять лет после того, как он покинул Харран, у него, состарившегося, и у безплодной Сарры ро- дился сын Исаак. Но Авраам никогда не поколебался в своей наде- жде и вере, которая и вменилась ему в праведность (Рим. 4:9). Христиане, как доказывает апостол Павел, испытав на себе благословение Божие, явственно осознали, что древнее обетование Аврааму осуществилось в Иисусе Христе. Это Церковь Христова представляет собою истинный Израиль и истинное семя Авраамово: «верующие благословляются с верным Авраамом. … Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» ( Гал. 3:9.29). Нет, история не повторилась. Но она высветилась смыслом. Авраам «сверх надежды, поверил с надеждою» (Рим. 4:18). Он стал прообразом и образцом христиан, их веры и их надежды на наследие жизни вечной (Мф 19:29). И если надежда Авраама покоилась только на его вере в Слово Божественного обетования, подкреплённое клятвой, то христианская надежда покоится на неизмеримо более прочном основании. Она подобна прочному якорю, который не даст судну быть унесённым морскими течениями в неведомом направлении. И этот спасительный якорь – Иисус Христос, Воскресший и Вознёсшийся. Да, – утверждает Послание к Евреям, – христианам открылась величайшая в мире надежда, о которой не смел и мечтать Авраам. Наша надежда не здесь, не на грешной земле, но в святой вечности. Надежда на землю обетованную преобразилась в ожидание жизни вечной в Царстве Небесном. И снова мы  видим древний прообраз – Иерусалимский храм, который как преходящая тень, отброшенная в глубины прошлого вечным храмом небесным. В Святая Святых земного храма, то есть в присутствие Бога, мог войти лишь один человек – первосвященник, и даже он только один раз в году. Ныне же вознесённый Иисус Христос, как вечный Первосвященник, раз и навсегда вошёл за завесу тайны, в Божественное присутствие на небесах. Так Он стал нашим Предтечей, нашим Первопроходецем, открывшим нам цель нашего существования и проложившим путь к этой цели всем следующим по Его стопам верующим христианам.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Евангельское чтение

Картинки по запросу исцеление немого евангелие

Евангелие от Марка, глава 9, стихи 17-31

В те времена один человек пришёл к Иисусу, кланяясь Ему и говоря: Учитель! Привёл я к Тебе сына своего, одержимого духом нечистым. Где бы дух ни застиг его, повергает его на землю, и он испускает пену, скрежещет зубами и цепенеет. И обратился я к ученикам Твоим, чтобы они изгнали его, но они не смогли изгнать его. Он же сказал им в ответ: о народ, неверующий и развращенный! До каких пор Я буду с вами? До каких пор Мне терпеть вас? Приведите его ко Мне! (Втор. 32:5,20) И привели его к Нему. Едва увидев Иисуса, дух так сотряс одержимого, что тот упал и стал кататься по земле, испуская пену. И спросил Он у отца его: давно ли это с ним? И тот ответил: с детства. Уж сколько раз дух бросал его то в огонь, то в воду, чтобы погубить его. Но если Ты можешь хоть сколько-нибудь помочь нам, Господи, то сжалься над нами! Иисус же сказал ему: если ты можешь хоть сколько-нибудь верить, то всё возможно верующему. И тотчас отец этого отрока воскликнул со слезами: верую! Помоги же моему маловерию! Увидев, что сбегается народ, Иисус повелел духу нечистому: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе: выйди из него и впредь не возвращайся в него! Возопив и сильно сотрясши одержимого, дух вышел, а отрок застыл, словно мёртвый, так что многие говорили: он умер. Но Иисус, взяв его за руку, привёл его в чувство, и он поднялся. А когда Он вошёл в дом, ученики наедине спросили Его: почему мы не в силах были изгнать его? Он же сказал им: сей род ничем иным не может быть изгнан, кроме как молитвою и постом. Выйдя оттуда, они отправились в Галилею, но Он не хотел, чтобы кто-нибудь узнал об этом, потому что Он, наставляя учеников Своих, говорил им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и казнят Его, и через три дня после казни Он воскреснет.

Господь после Своего славного Преображения спускается вниз. Там, на горе был глас Отца Небесного, были верные рабы Божьи – Илия и Моисей. Всё было пронизано Божественным нетварным светом, силою Духа Святого. Но вот – подножие горы. Какая жалкая картина открывается взору: кучка учеников, на которых наседают, споря с ними, враги Господни. Вокруг – толпа с любопытством ждёт, чем это кончится. Господь встаёт на защиту Своего малого стада, готовясь принимать удары врагов: «О чём спорите с ними»? – спрашивает Он книжников (Мк 9:14-16). А тут ещё подошёл человек со своим несчастьем: «Учитель! Я привёл к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет; говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и не могли». Вот картина нашего мира: кто поумнее, только спорят друг с другом, и не могут помочь чужому горю. Те же, кто попроще, только с бессмысленным любопытством смотрят, кто кого переспорит. А бесы делают своё дело. Увидев это после торжества Фаворской горы, Господь воскликнул: «О, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас»? Да и отец больного отрока, хотя и подошёл к Иисусу Христу с какой-то надеждой, но чувствуется, что эта его надежда – и самая маленькая, и самая последняя: «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». Но Господь вдруг как бы на самого этого слабого человека перекладывает ответственность за происходящее: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему». И тогда в человеке что-то произошло. Он как бы пробудился от оцепенения и «воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию». Он пришёл в себя: понял и своё глубочайшее неверие, и возымел глубочайшее желание обрести веру. И Господь тут же «запретил духу нечистому». Дух же, «вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел». Потом, на вопрос учеников, почему они не могли исцелить отрока, Господь ответил: «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». А ученики всё только спорили. А когда спорим, – не только не до поста и не до молитвы, но и последние силы теряем в этом бесплодном занятии. Ну а надежда, хотя она порой мала и незаметна, но это – «как бы якорь безопасный и крепкий, и входит» туда, «куда предтечею за нас вошёл Иисус». И часто кресты над храмами имеют в подножии как бы полумесяц. Это именно – полумесяц якоря. Кажется, понесла волна, одолело неверие, и вдруг – спасительный удар: якорная цепь натянулась: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». И Господь на это отчаянное исповедание ничего не говорит, а просто совершает Своё дело.

Протоиерей Вячеслав Резников

 

 

 

Теги:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Слово настоятеля

без имени 1

«Прошло 5 лет, как в нашем храме после долгих лет поругания и бесчестья Веры усердными трудами многих и многих людей был восстановлен и освящен престол для Господа Славы и само здание, вновь возвращенное Святой Матери-Церкви. Мы с благодарностью вспоминаем всех тех, кто помогал и помогает нашему приходу и, конечно же, возносим наши молитвенные воздыхания о тех, кто уже ушел, оставив после себя свой большой или маленький вклад в созидание Духосошественского храма».

Поздравление в день 5-летия храма

Banner 1 4 bok

Banner 1 6 bok

Banner 1 3 bok v2

Banner 1 bok v2

Православный календарь

Навигация...