Московский патриархат / Татарстанская митрополия / Казанская епархия

Храм сошествия
Святого духа

Храм Сошествия Святаго Духа

Неделя третья Великого поста: О чем повествует Апостольское и Евангельское чтение?

134

Каждый день на Божественной литургии Церковь напоминает нам те или иные отрывки из Евангелия и Апостольских посланий, чтобы мы задумались об их смысле, сравнили свою жизнь с тем, чего хочет от нас Бог.

Самые важные отрывки — зачала — читаются по воскресеньям. О чём шла речь сегодня? Не расслышали? Не поняли по-церковнославянски? Забыли? Упущенное можно наверстать. Предлагаем вашему вниманию русский перевод и толкование чтений Недели третьей Великого поста, Крестопоклонной.

Апостольское чтение

Картинки по запросу апостольское чтение

Послание святого апостола Павла ко Евреем 311 зачало, глава IV, стих 14 –  глава V, стих 6. 

Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего].  Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,  могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,  и посему он должен как за народ, так и за себя приносить [жертвы] о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом [месте] говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

ИТАК, ИМЕЯ ПЕРВОСВЯЩЕННИКА ВЕЛИКОГО, ПРОШЕДШЕГО НЕБЕСА, ИИСУСА СЫНА БОЖИЯ, БУДЕМ ТВЁРДО ДЕРЖАТЬСЯ ИСПОВЕДАНИЯ НА­ ШЕГО.

В изъяснённом прежде сего Апостол делает сличение того и дру­ гого и показал, что нам обетованный покой лучше обетованного иудеям. Ибо им обещал Бог обетованную землю, а нам — небо. А теперь начинает уже делать сравнение первосвященства и показы­ вает, что гораздо выше и лучше левитского первосвященство по чину Мелхиседекову. Делает же сличение, опять употребляя уве­ щательный образ речи, чтобы любителям жития по закону не по­ казалось, будто бы восстаёт он на закон, а не истину защищает. На­ именовал же Господа Иисуса Архиереем, как принёсшего за нас жертву и подъявшего на Себе грех мира. Посему­то самому Господь наименован и Агнцем; ибо сказано: «Се, Агнец Божий, вземляй 4 грехи мира» (Ин 1:29). Но и для самих любителей спорить явно, что это имена человеческие. Если же иные приняли их за именова­ ния Божества, то пусть назовут Его и «клятвою» (Гал. 3:13), «и зра­ ком раба» (Флп. 2:7), и всем, тому подобным. А если ни одно из сих имён не свойственно Божию естеству, то остаётся понимать их как именования по Домостроительству. Ибо как говорится, что соде­ лался человеком, восприяв естество человеческое, так называется нашим Архиереем, поколику Он человек. Сему научают нас и апо­ стольские речения. Ибо Апостол показывает, что Христос прошёл «небеса»; Божество же Владыки Христа имеет неописанное естест­ во. Оно повсюду и всем присуще. Сему научил нас Сам Владыка, ибо говорит: «Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси» (Ин 3:13). Так, когда был долу и бе­ седовал с людьми, сказал, что Он и горе. Посему надлежало бы нам знать, что иные имена принадлежат к богословию и иные к учению о Домостроительстве. И божественный Апостол, показав нам, что великий наш Архиерей первый вошёл в истинный покой и стал превыше небес, повелевает держаться исповедания. «Исповедани­ ем» же наименовал нашу веру. Ибо исповедуем, что мы веруем «не только» в Отца и Сына и Святаго Духа, но и в воскресение мёртвых, и в жизнь вечную, и в Царство Небесное.

ИБО МЫ ИМЕЕМ НЕ ТАКОГО ПЕРВОСВЯЩЕННИКА, КОТОРЫЙ НЕ МОЖЕТ СОСТРАДАТЬ НАМ В НЕМОЩАХ НАШИХ, НО КОТОРЫЙ, ПОДОБНО НАМ, ИС­ КУШЁН ВО ВСЁМ, КРОМЕ ГРЕХА.

Веровавшие подвергались в то время многим треволнениям ис­ кушений. Посему Апостол утешает их, научая, что наш Архиерей не только, как Бог, знает немощь нашего естества, но и, как человек, изведал на опыте наши страдания, пребыв непричастным одного только греха. Зная же, говорит Апостол, сию немощь нашу, Он по­ даёт помощь, соответственную оной, и, когда будет судить нас, по сей немощи произнесёт и приговор.

ПОСЕМУ ДА ПРИСТУПАЕМ С ДЕРЗНОВЕНИЕМ К ПРЕСТОЛУ БЛАГОДАТИ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ МИЛОСТЬ И ОБРЕСТИ БЛАГОДАТЬ ДЛЯ БЛАГОВРЕМЕН­ НОЙ ПОМОЩИ.

Владыка Христос, как Бог, по естеству имеет царское достоинст­ во, вечный престол, ибо сказано: «Престол Твой, Боже, в век века» (Пс. 44:7), а как человек, «и святитель и посланник исповедания нашего» слышит: «Седи одесную Мене» (Пс. 109:1). Сей­то престол божественный Апостол назвал «престолом благодати». Думаю же, что подразумевает и человеколюбие, с каким Христос будет судить. Ибо присовокупил и сие: «да приимем милость и благодать обря­ 5 щем во благовременну помощь»; потому что, приступая к Нему в настоящей жизни и являя чистую и искреннюю веру, в день Суда улучим человеколюбие. Потом Апостол объявляет и причину свя­ щенства, почему иные удостаиваются оного, и что прилично архие­ рею.

ИБО ВСЯКИЙ ПЕРВОСВЯЩЕННИК, ИЗ ЧЕЛОВЕКОВ ИЗБИРАЕМЫЙ, ДЛЯ ЧЕЛОВЕКОВ ПОСТАВЛЯЕТСЯ НА СЛУЖЕНИЕ БОГУ, ЧТОБЫ ПРИНОСИТЬ ДА­ РЫ И ЖЕРТВЫ ЗА ГРЕХИ. МОГУЩИЙ СНИСХОДИТЬ НЕВЕЖЕСТВУЮЩИМ И ЗАБЛУЖДАЮЩИМ, ПО­ТОМУ ЧТО И САМ ОБЛОЖЕН НЕМОЩЬЮ. И ПОСЕМУ ОН ДОЛЖЕН КАК ЗА НАРОД, ТАК И ЗА СЕБЯ ПРИНОСИТЬ ЖЕР­ ТВЫ О ГРЕХАХ.

Апостол сказал: «Не имамы Архиереа, не могуща спострадати не­ мощем нашым, но искушена по всяческим по подобию, разве гре­ ха». Посему по необходимости присовокупил и сие, научая, что и по закону не Ангел поставляем был священнослужительствовать за людей, но человек за человеков, который имеет то же естество, об­ ложен теми же страстями, знает немощь природы, оказывает снис­ хождение претыкающимся, подаёт руку помощи согрешающим, по своим свойствам смотрит и на свойства в ближнем. А посему и уза­ конено ему приносить жертвы не за народ только, но и за себя,

И НИКТО САМ СОБОЮ НЕ ПРИЕМЛЕТ ЭТОЙ ЧЕСТИ, НО ПРИЗЫВАЕМЫЙ БОГОМ, КАК И ААРОН.

Ибо тот законный первосвященник, кто от Бога приемлет руко­ положение. Так приял сан сей и Аарон, первый первосвященник. Изрёк же сие божественный Апостол не с намерением указать нам теперь правила первосвященства, но предуготовляя нас к учению о Владычнем первосвященстве. Посему вслед за этим премудро при­ совокупил:

ТАК И ХРИСТОС НЕ САМ СЕБЕ ПРИСВОИЛ СЛАВУ БЫТЬ ПЕРВОСВЯЩЕН­ НИКОМ, НО ТОТ, КТО СКАЗАЛ ЕМУ: ТЫ СЫН МОЙ, Я НЫНЕ РОДИЛ ТЕБЯ. Как и в другом месте говорит: ТЫ СВЯЩЕННИК ВОВЕК ПО ЧИНУ МЕЛ­ ХИСЕДЕКА.

Поелику Христос был из другого колена, так как по человеческо­ му естеству произошёл от Давидова рода, то Апостол, зная упор­ ность сердец неверующих иудеев, прибег к пророческим свидетель­ ствам и премудро подтвердил ими собственное своё слово, а также премудро показал, что Христос наименован не только Первосвя­ щенником, но и Сыном и приял некое новое первосвященство. По­ елику же Апостол сказал, что первосвященником за человеки для того поставляется человек, чтобы сострадал «невежствующым и за­ блуждающым, понеже и той немощию обложен есть», то доказыва­ 6 ет, что и Владыка Христос приял на Себя, кроме греха, все страда­ ния естества человеческого.

Блаженный Феодорит Кирский

Евангельское чтение

Картинки по запросу крестопоклонная

Евангелие от Марка 37 -зачало, 8 глава, стихи 34 - 9 глава 9, стих 1. 

Господь сказал: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

«Крест – красота Церкви», – да будут эти слова нашим исповеданием веры, сердцем нашего Великого Поста. Да будет дано нам узнать благодатно эту тайну. Мы нуждаемся в ней. Кто из нас, слушая сегодняшнее Евангелие, может сказать, что он свободен от страха крестных испытаний? Потому надо, чтобы Господь открыл нам красоту Креста. «Возьми крест свой», – говорит Господь. Этот крест научит нас различать между скорбями, которые мы претерпеваем, и злом нашего греха. С одной стороны, все наши скорби – наши болезни душевные и телесные, наши трудности отношений друг с другом, все наши поражения и беды. Сила Креста дает нам мужество противостоять окружающему нас распаду жизни. Благодатью Креста мы должны исцелять эти раны, личные, общественные, любые. Ибо Отец наш, сущий на небесах, хочет, чтобы мы были живыми. Но в то же время мы должны терпеливо переносить эти скорби. И в этой красоте Креста – наша сила. Потому что эти раны, какими бы они ни были, касаются ли они нашего здоровья или нашей страны, или всего мира, – уже не наши. На Кресте они становятся ранами Самого Господа. В этом Божественное сияние красоты Креста: Он любит нас до принятия на Себя наших ран. И с Ним наше переживание скорбей обретает иной смысл, они – в свете силы Его любви.

Но Евангелие, Благая Весть, которую мы слышали сегодня, идет дальше. Речь идет о следовании за Господом до смерти. Это наша каждодневная жизнь. Но чтобы следовать за Ним, каждый призван взять свой крест, то есть отвергнуться себя. Мы понимаем, что это не просто противостояние скорбям или терпеливое перенесение их. Взять свой крест – значит коснуться самого корня страданий и смерти, в которых лежит наш мир. Речь идет о нашем неприступном сердце. Отвергнуться себя – значит сказать «нет» тому, что является в нас смертельным ядом, – моему собственному суждению, моей собственной любви, моей собственной воле.

Мир исполнен безумия, и мы вместе с ним. Мы думаем обрести нашу жизнь, исходя из нашего «я», замкнутого на себе, в то время как, поступая так, мы теряем ее. Божественная красота Креста открывает нам, что, только повернувшись спиной к своему суждению, к своей любви, к своей собственной воле, то есть обратившись к Тому, Кто не принадлежит Себе, Кто предает всего Себя мне, я могу обрести жизнь, которая нашла меня и возлюбила меня.

Вот исцеление, обретаемое нами, когда Дух Святой действует в нас, насаждая в самом сердце этого Поста радость и сияние Креста. Мы знаем, как горько и тяжко бывает отвергнуться своего собственного суждения, своей собственной любви, своей собственной воли. Но в том-то и заключается Божественная сила Креста, что если мы примем его, Дух Господень в нас и с нами скажет «нет» смерти и «да» Христовой любви. И вместо горечи и тяжести – великая сила и сладость, и радость наполнят наше сердце. «Боже, очисти мя грешного» – в этом сила Креста.

И это возможно, потому что Крест – Древо жизни, и Господь – плод его. Мы вкушаем этот плод, когда, совершая память Его смерти и Воскресения, принимаем в себя Его Тело и Его Кровь. И если нам все-таки кажется это трудным, обратимся с доверием к Той, Которая стоит у Креста и дает нам без конца этот плод жизни.

Душа человеческая дороже всего, что есть в мире. И ее надо спасать любой ценой, даже если цена кажется слишком высокой, по мнению многих. Мы принадлежим Церкви мучеников и исповедников. Святые мученики свидетельствуют: отдать свою жизнь за Христа – значит, в полноте осуществить ее. В словах Господа нет никакой половинчатости и двусмысленности: постыдиться Христа и слов Его в роде сем прелюбодейном и грешном означает искушение предпочесть во времена гонений отвергнуться Господа, нежели умереть за Него.

«Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Речь идет о Преображении Господнем, о Воскресении, о будущей благодати, которую будет дано знать Церкви. Следование за Христом до смерти – путь, ведущий в Царство Божие, и оно открывается верным уже здесь на земле.

Протоиерей Александр Шаргунов

Теги:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Слово настоятеля

«Если мы посмотрим на иконы святителя Николая, мы увидим в его руке какую-то книжку. Что это за книжка? Почему его с ней изображают на иконах? Это Евангелие, которое было для него руководством по жизни, им он вдохновлялся и Божественные словеса наполняли его сердце. Своим примером он и нам предлагает ежедневно читать Священное Писание, если хотим стяжать благодать Святого Духа. Мы должны читать Писание, напитывать свои сердца этой Книгой жизни».

Проповедь в день памяти святителя Николая чудотворца

Banner 1 4 bok

Banner 1 6 bok

Banner 1 3 bok v2

Banner 1 bok v2

Православный календарь