Московский патриархат / Татарстанская митрополия / Казанская епархия

Храм сошествия
Святого духа

Храм Сошествия Святаго Духа

Неделя пятая по Пятидесятнице: О чем повествует Апостольское и Евангельское чтение?

53

Каждый день на Божественной литургии Церковь напоминает нам те или иные отрывки из Евангелия и Апостольских посланий, чтобы мы задумались об их смысле, сравнили свою жизнь с тем, чего хочет от нас Бог. Самые важные отрывки — зачала — читаются по воскресеньям. О чем пойдет речь? 

Предлагаем вашему вниманию русский перевод и толкование чтений в Неделю 5-ую по Пятидесятнице.

Апостольское послание:  Рим., 103 зач., X, 1–10 (русский перевод и толкование архимандрита Ианнуария)

1Братья! Желание моего сердца — спасение Израиля, и о них моя молитва к Богу. 2Я свидетельствую: есть у них ревность в служении Богу, но нет у них истинного разумения. 3Ибо, не признавая праведности от Бога и стремясь вместо нее поставить свою собственную праведность, они праведности от Бога не подчинились, 4потому что Христос — конец Закона, и праведным теперь становится всякий верующий.5О праведности по Закону Моисей пишет так: «Человек, соблюдающий заповеди, тем самым будет жив». 6А праведность по вере говорит так: «Не говори в сердце своем: Кто бы взошел на небо?» (это чтобы оттуда Христа низвести); 7или: «Кто бы сошел в бездну?» (это чтобы из мертвых Христа возвести). 8Но что же говорит она? «Близко к тебе это Слово: оно в устах твоих и в сердце твоем», — то есть Слово о вере, которое мы возвещаем. 9И если ты будешь исповедовать устами своими, что Иисус — Господь, и будешь верить сердцем своим, что Бог воздвиг Его из мертвых, то будешь спасен, 10ибо сердцем верят — к праведности, а устами исповедуют — к спасению.

Толкование

Центральное слово прочитанного отрывка — «праведность», или «правда» в церковнославянском варианте. Собственно, это — одно из ключевых слов Библейского богословия вообще. Что же касается Послания к Римлянам, то в нем оно и в самом деле «ключевое», то есть тот ключ, который открывает дверь в самую острую проблему иудейской среды, из которой вышел апостол Павел. Речь идет о проблеме «правды (или праведности) Божией». Следует заметить, что слова «правда» и «праведность» — разные переводы одного и того же слова оригинального греческого текста. Просто контекст диктует переводчику, какой из этих двух переводов предпочтительнее употреблять в том или ином случае.

Если обратиться к библейским источникам понятия «правда», то смысл его лучше всего отражают такие слова как «надежность» и «верность». Так, например, когда говорится о «правде Божией», то чаще всего имеется в виду надежность, верность Бога: на Бога можно положиться, Он верен Своему Слову, Своим обетованиям, Своему творению, верен и Своему народу, который Он «отделил Себе в удел из всех народов земли» (3 Цар. 8:53). И вот это последнее, то есть верность Бога избранному народу, со временем стало подвергаться сомнению. В самом деле: проходят столетия, но участь Израиля остается прежней. Одни захватчики сменяются другими: вышедший из египетского рабства народ снова попадает из одного рабства в другое. Где же обетования Божии, данные Аврааму? Где правда Божия? Когда она из предмета веры и надежды станет реальностью?

И вот Послание к Римлянам начинается с великого утверждения апостола: Ныне правда Божия стала реальностью, она открывается в Евангелии Иисуса Христа, в Его Слове о спасении всякого верующего: «Я не стыжусь благовествования Христова», — пишет апостол Павел, — «потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во–первых, Иудею, потом и Еллину. Ибо в нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет» (Рим. 1:16–17). И всё дальнейшее в Послании посвящено доказательству этого тезиса: Именно вера в Иисуса Христа, «нас ради» умершего и «нашего ради спасения» воскресшего, приносит всем людям праведность, которая «по вере», а не «по Закону», от Бога, а не от наc, как дар благодати, а не как плата за наши заслуги, чаще всего мнимые.

Спасение — всем людям, — утверждает апостол, — Иудеям и Еллинам! Но вот это «всем людям» вызывало сопротивление большинства иудеев, вызывало обиду и отторжение. Ибо в известном смысле приравнивало иудеев язычникам! И это было соблазном для иудеев: они «преткнулись о камень преткновения» (Рим. 9:32). Израиль отверг Иисуса Христа, не уверовал в своего Спасителя, что приносит апостолу Павлу великую печаль и непрестанное мучение его сердцу (Рим. 9:2). Он размышляет о трудной судьбе своего народа и молится о его спасении. Этими словами о молитве за Израиль открывается прочитанный сегодня отрывок.

Апостол свидетельствует о глубоком уважении к религиозной «ревности» Израиля. Ведь и сам он до своего призвания и обращения был страстным «ревнителем отеческих преданий» (Гал. 1:14). Однако уважение к религиозному усердию Израиля не препятствует ему со всей определенностью говорить о том, чтo ныне отличает иудеев от христиан. Отличает же иудеев отказ признать, что в Иисусе Христе действовал Сам Бог для спасения всех людей, что в Иисусе Бог даровал нам праведность. Поэтому ревность Израиля о Боге стала религиозным усердием «без разумения» (каким было и усердие самого апостола Павла перед его призванием, пока он был просто Савлом). «Без разумения», конечно, не означает без знания того, чтo израильтяне отвергают (ведь и Савл знал, чтo и кого он преследовал, иначе бы он и не преследовал!). Но их знание было ложным, оно вело не к признанию, не к послушанию истине, но к помрачению их сознания: «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня» (Рим. 11:8). Страстное усердие Израиля было направлено мимо истины и против истины. После откровения в Иисусе Христе, после Его Евангелия стало ясным, что стремление Израиля к праведности в рамках послушания Закону Моисея было тщетным стремлением утвердить перед Богом собственную праведность вместо принятия праведности от Бога, дарованной в Иисусе Христе. — И здесь апостол высказывает свой основной тезис: «они не починились праведности от Бога», потому что они чувствовали, интуитивно понимали, что «Христос — конец Закона». Вероятно, то же чувствовал и Савл, когда он гнал Церковь. Признать Христа — значит пойти дальше и выше Закона, дальше и неизмеримо выше упования на свои законные заслуги, ибо концом и целью Закона является Христос, и праведным теперь становится всякий верующий не в свои заслуги, а в благодатный дар Божий в Иисусе Христе. Но иудеи выходить за пределы Закона не хотят! Они не желают с ним расставаться. Потому и не покоряются истине Евангелия.

Апостол Павел очень образно противопоставляет «Закон» и «праведность по вере». Если Моисей о «праведности по Закону» пишет, то новая «праведность по вере» говорит, как бы возвышает свой живой голос. Как тут не вспомнить противопоставление буквы и Духа: «буква убивает, а Дух животворит» (2 Кор. 3:6). Если Моисей пишет отстраненно, обращаясь к человеку вообще, в третьем лице: «исполнивший его человек жив будет им» (Лев. 18:5), то вера говорит «на ты», обращается к сердцу человека: «Не говори в сердце своем: Кто бы взошел на небо?». Если Моисей связывает обетование жизни с неким условием (жив будет только тот, кто будет соблюдать заповеди Закона), то праведность по вере дается без условий, она приходит к человеку сама, она близко. Апостол Павел при этом цитирует книгу Второзакония: «весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Втор. 30:14). Но ведь Второзаконие говорило о «слове заповеди Закона». На каком же основании апостол Павел относит эти слова ко Христу? — Дело в том, что уже задолго до апостола Павла иудейские книжники в том «близком Слове» признавали Премудрость Божию, которую они отождествляли с Законом. Об этой Премудрости Божией написано: «Кто взошел на небо, и взял ее, и снес с облаков? Кто перешел моря и нашел ее? Нет никого, знающего путь ее, ни помышляющего о стезе ее. Но Знающий всё знает ее. … Он нашел все пути Премудрости и даровал ее … возлюбленному Своему Израилю. … Вот Книга заповедей Божиих и Закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить …» (Вар. 3:29–32.37–38; 4,1). Но для апостола Павла явившаяся на земле Премудрость и праведность от Бога есть Христос (1 Кор. 1:30)! Эта Премудрость сошла с небес, она воскресла из бездны преисподней, она близка в Слове веры, которое возвещают апостолы. Подразумевается древнее исповедание веры, или, точнее, два исповедания. Одно возглашалось в церковном собрании верных: «Иисус — Господь!», другое исповедали как «символ веры» перед крещением: «Бог воскресил Его из мертвых». И эти слова веры даруют человеку радостную убежденность в том, что он соединен с Господом и, следовательно, перед ним открыта дверь в спасение и в жизнь вечную.

Евангельское чтение: Мф., 28 зач., VIII, 28 – IX, 1

28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов*, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. 29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. 30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней. 31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. 32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. 33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. 34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. 1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

___________

* Из пещер, где погребали. (блж.Феофилакт Болгарский)
Толкование архимандрита Феофилакта (Безукладникова)

Сегодня для нас было прочитано Евангельское повествование о том, как Господь посетил страну Гергесинскую.

Когда Господь сошел с корабля, то Его встретили два человека, одержимых нечистыми духами. Настолько они были люди свирепые, что никто не мог проходить тем путем. Святые отцы комментируют слова Священного Писания, говоря, что нагота этих людей свидетельствует о наготе душевной, в их душах не было ничего доброго, положительного, добродетельного. Евангелие говорит о свирепости, лютости по отношению к людям, и святые отцы указывают нам на то, что, если бес в ком-то поселяется, то от того человека никому из людей ничего хорошего не будет. Не может бес никому дать никакого блага.

Далее сказано, что Господь велит бесам выйти из этих людей. Он повелевает бесам и они чувствуют эту власть, но умоляют Господа  позволить им  хотя бы войти в стадо свиней, которое паслось там же. Господь им разрешает. И бесы, выйдя из этих людей, входят в свиней, и в бешенстве стадо бросается с крутизны берега в море.

Пастухи, которые пасли этих свиней, пошли в город и рассказали о том, что случилось. А дальше мы видим удивительное, непонятное: все горожане вышли навстречу Христу и вместо слов благодарности за то, что Он пришел в их страну, освободил бесноватых, за то, что Он своим посещением освящает их город, они просят Его удалиться. И, конечно же, Господь не употребляет не только никакого насилия, но даже навязчивости, Он оставляет пределы Гергесинские, садится в свою лодку и возвращается в свой город.

На этом моменте нам важно, пожалуй, сегодня остановиться и сказать несколько слов о той неблагодарности, которую проявили эти люди. Они, на самом деле, должны были быть в восторге. Сам Христос к ним пришел! Какая радость! И Он не просто пришел, хотя этого было бы достаточно, Он совершил для них благодеяние – исцелил двух людей, которые на всех жителей наводили такой страх и ужас, что никто не мог проходить мимо. Но мы видим другое, - то качество людей, которое было и во времена жизни Иисуса Христа, и сейчас есть.

Это свойство души называется неблагодарностью. Страшное чувство. Святые Отцы говорят, что оно распространяется на все стороны жизни человека. Если мы посмотрим на семью, то неблагодарность проявляется тогда, когда между супругами пропадает подлинная любовь, когда они забывают обо всех обетах: взаимной верности, любви, преданности до гроба. Мы видим охлаждение их чувств, сварливые речи, обиды, упрёки, видим, что у них осталось только понятие долга, обязанности и они «со скрежетом на зубах» влачат существование вместе. Отчего это возникло? - Они потеряли взаимную благодарность друг к другу.

То же самое мы видим и в обществе. Это проявляется в том, что, когда в высшем обществе распространяются какие-то слухи, то надо знать, что это вышло из уст человека неблагодарного. Как гласит народная поговорка: «Скверный человек для скверного словца не пожалеет и собственного отца».Так говорит народная мудрость.

Это проявляется и у детей по отношению к родителям, когда они неблагодарны за то, что родители их родили, воспитали, дали им образование, помогли выйти в жизнь.

Это же мы видим и в отношениях между людьми, когда теряется дружба. Бывает, что люди были дружны друг с другом, а впоследствии, когда человек неблагодарный видит, что эта дружба ему не очень выгодна, а выгодна дружба с другим человеком, он выбрасывает старую дружбу из своей жизни. Происходит это подобно тому, как выносят из комнаты увядший букет цветов, который распространяет не благовония, а уже смердит. Этот человек пытается завести новую дружбу, но жизнь показывает, что это бывает ненадолго, потому что неблагодарный человек - очень непостоянный, сварливый и его новая дружба тоже быстро закончится, и ее постигнет измена.   

Мы видим, что людям неблагодарным даже опасно творить доброе дело. Когда неблагодарному человеку делаешь доброе дело, то ты в душе радуешься, благодаришь Бога, за то, что ты этому человеку сделал доброе дело по милости и с помощью Божией. И даже не надеешься от него взаимно ничего получить, но просто по-человечески думаешь, что этот человек будет тебе признателен, благодарен. Но человек неблагодарный очень коварен и, когда ему оказали какое-то благодеяние, он чувствует, что нравственно стал должен тому человеку и спешит освободиться от этого долга… И вместо взаимной благодарности этот человек станет первым завистником, и при первой возможности он ответит жестокой неблагодарностью. 

Итак, мы видим, что проявления неблагодарности бывают во всех сферах нашей жизни. Закончить наше краткое несовершенное слово, можно одним образом, сравнением, которое привёл один из проповедников на сегодняшнее Евангельское зачало: «Благодарность человека подобна орлу, который, чем выше взлетает в воздух, тем больше для него открываются просторы и возможности. А неблагодарный человек подобен гергесинскому животному - гергесинской свинье, которая была вполне довольна грязью и нечистотой болот».   Аминь.

Теги:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Banner 1 4 bok

Banner 1 6 bok

Banner 1 3 bok v2

Banner 1 bok v2

Православный календарь