Московский патриархат / Татарская митрополия / Казанская епархия

Храм сошествия
Святого духа

Храм Сошествия Святаго Духа

Неделя первая по Пятидесятнице: О чем повествует Апостольское и Евангельское чтение?

83

Каждый день на Божественной литургии Церковь напоминает нам те или иные отрывки из Евангелия и Апостольских посланий, чтобы мы задумались об их смысле, сравнили свою жизнь с тем, чего хочет от нас Бог. Самые важные отрывки — зачала — читаются по воскресеньям. О чем пойдет речь? 

Предлагаем вашему вниманию русский перевод и толкование чтений в Неделю 1-ую по Пятидесятнице, Всех Святых.


 

Апостольское послание: Евр., 330 зач., XI, 33 – XII, 2. (русский перевод выполнен Обществом им. М.Н. Скабаллановича)

Братья! Все святые благодаря вере покоряли царства, вершили справедливость, добивались того, что обещал им Бог, усмиряли львов, угашали силу огня, спасались от острия меча, обретали силу после слабости, были крепки на войне, разбивали войска чужеземцев. Женщины получали умерших своих детей воскресшими. Иные же замучены были, не приняв освобождения, чтобы обрести воскресение в лучшей жизни. Другие же испытали на себе издевательства и побои, даже цепи и тюремное заключение. Их побивали камнями, перепиливали пилами, подвергали пытке, убивали мечами. Они скитались в милотях и козьих кожах, вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий. Те, кого весь мір был недостоин, скитались в пустынях, горах, пещерах и горных ущельях. Все они благодаря вере заслужили от Бога похвалу, но не получили обещанного. И это ради того, чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами, так как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и цепкий грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще (бежать предстоящий нам забег терпеливо и стойко) взирая на Зачинателя и Свершителя веры — Иисуса.

Толкование преподобного Ефрема Сирина

Кои чрез веру побеждали царства, – пророчеством, а не мечом – и совершали правду, – разумей, посредством наказаний, кои они наводили на нечестивых (см.: 3 Цар. 18:40–21:19 и др.), – и получили обетования, – Илия, восхищённый на небо (см.: 4 Цар. 2), – и заграждали уста львов – Даниил (см.: Дан. 6:22). 

Угашали силы огня – Анания и его сотоварищи (см.: Дан. 3:23 и далее), – избегали острия меча – те, коих халдеи с мудрецами Вавилонскими старались истребить (см.: Дан. 3:1 и далее), также Урия (Иер. 26:21), и Илия (3 Цар. 19:3) и пророки, – укреплялись от немощи – Езекия царь (4 Цар. 20; Ис. 38) и Елисей, – были крепки на войне – Авраам, Лот, Моисей, Иисус, – полки прогоняли чужих – Самсон, Варак, Давид и прочие, кои упомянуты выше.

Получали жены из воскресения мертвецов своих – Силомея и Сарептянка от Илии и его ученика (3 Цар. 17:17 и далее; 4 Цар. 4:17 и далее). Другие же, предаваемые на смерть, презирали жизнь свою, как семь братьев Маккавеев вместе с матерью своею (2 Мак. 6:1–7:1 и далее): и хотя они и не совершили того, что совершали общники их по вере, но ожидали и желали смерти, веруя, что они удостоятся получить лучшее воскресение. Другие же поруганиям и побоям подвергались, как Елисей (см.: 4 Цар. 2:23), – темницам и узам, как Иеремия и Михей (см.: Иер. 36:15; 3 Цар. 22:26–27). Были побиваемы камнями – Моисей, Навоф (Навуфей) (см.: 3 Цар. 21:13, ср.: 2 Пар. 24:21), разсекаемы были, как Захария и Исаия, искушаемы были разнообразно, как Иов, убийством меча умирали – Михей, Урия, Иоанн (см.: Иер. 25:23; ср.: 3 Цар. 19:10; Мф 14:10 и парал.), – скитались в милотях и козьих кожах, как Илия и Елисей (см.: 3 Цар. 19:19; 4 Цар. 2, 8:13–14), – терпя недостатки, скорби, озлобления. 

Коих недостоин был мир – пророки, коих скрыл (от преследования Иезавели) Авдий и кормил пищею, – в пустынях скитавшиеся, в горах и пещерах и ущелиях земли – когда слава скрывавшихся дошла до слуха Иезавели, и она стала искать их, тогда Авдий заставил их удалиться и скрываться в других местах (см.: 3 Цар. 18:4–13;19:4, 8–9, 13 и др.). И эти великие скорби свидетельствуют о всех их, что они пребывали в вере, т. к. не получали обетований своих (при своей жизни). Мы же хотя и позднее их подверглись испытаниям, однако и к нам относились прежние обетования, дабы не без нас они достигли совершенства, т. е. не так, что кто подвизался прежде, тот и награду получит прежде, но один день назначен для мздовоздаяния за все скорби, кои терпели и терпят люди. 

Посему и мы, кои такое имеем вокруг нас как бы собравшееся облако, множество свидетелей бремени нашего, – т. е. предстоящее нам облако скорбей и бед, кои приведут к совершенству весьма многих, имеющих надежду во Христе и умирающих за Него, – сложим с себя всё, чтобы не оказаться нам медлительными в борьбе с грехами, кои всегда готовы ввести нас в преступление, и с терпением да устремимся к предлежащему нам подвигу, (приготовленному) не от одних только гонителей, но и от самого диавола. 

Да взираем не на людей, т. к. из них один достиг известной степени совершенства, другой не достиг, но да взираем на виновника веры, Иисуса Христа, Который соделался вождём и совершителем веры нашей: т. е. тем, что начал Он на Иордане борьбу с врагом, происходившую в пустыне (см.: Мф 4:1 и далее и парал.), и окончил её в Иерусалиме на Кресте, воздвигнутом на Голгофе преследователями. Итак, будем подражать Ему и терпеть за Него гонения, как и Сам Он пострадал, поелику радость имел о нас и претерпел муки креста от распинателей, пренебрегши посрамлением, и потом возсел одесную Престола Божия.

Евангельское чтение:  Мф., 38 зач., X, 32–33, 37–38; XIX, 27–30

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. 37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. 27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? 28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. 29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. 30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
 
Толкование святителя Иоанна Златоуста
 
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и
кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня».  
 
Говоря это, Он показывал силу и горячность той любви, какой требовал. Так как сам Он много нас возлюбил, то хочет, чтоб и мы любили Его столько же. А такие слова и апостолов укрепляли и возвышали в духе. Если и ученики ваши, говорил Он, будут оставлять сродников, детей и родителей, то каковы, подумай, должны быть вы, учители! Бедствия эти не кончатся на вас, но перейдут и на других. Так как Я пришел даровать великие блага, то и требую великого послушания и усердия.
Что же? Не противно ли это древнему закону? Нет, - напротив, весьма с ним согласно. И там Бог повелевает не только ненавидеть идолослужителей, но и побивать их камнями; а во Второзаконии, похваляя таковых ревнителей, говорит: глаголяй отцу и матери не видех тебе, и братии своея не позна, и сынов своих не уведе, сохрани словеса твоя (Второз. XXXIII, 9). Если же Павел многое заповедует о родителях, и велит во всем им повиноваться, не дивись. Он велит повиноваться им только в том, что не противно благочестию. Святое дело - воздавать им всякое иное почтение. Когда же они потребуют более надлежащего, не должно им повиноваться. Потому и у евангелиста Луки говорится: аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик (Лк. 14:26). Повелевает не просто возненавидеть, потому что это совершенно противозаконно; но если кто из них захочет, чтобы ты любил его более, нежели Меня, в таком случае возненавидь его за это. Такая любовь и любимого, и любящего губит.
Так говорил Он для того, чтобы и детей сделать мужественнее, и родителей, которые бы стали препятствовать благочестию, уступчивее. Действительно родители, видя, что Христос имеет могущество и силу отторгать от них даже детей, должны были отступиться от своих требований, как невозможных. Вот почему, миновав родителей, Он обращает речь к детям, научая чрез то первых не употреблять бесполезных усилий.

Теги:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Слово настоятеля

«Если мы посмотрим на иконы святителя Николая, мы увидим в его руке какую-то книжку. Что это за книжка? Почему его с ней изображают на иконах? Это Евангелие, которое было для него руководством по жизни, им он вдохновлялся и Божественные словеса наполняли его сердце. Своим примером он и нам предлагает ежедневно читать Священное Писание, если хотим стяжать благодать Святого Духа. Мы должны читать Писание, напитывать свои сердца этой Книгой жизни».

Проповедь в день памяти святителя Николая чудотворца

Задать вопрос священнику

Православный календарь

Навигация...