Храм Сошествия Святаго Духа

История храма Сошествия Святого Духа города Казани

Обзорное видео Духосошественского храма

Уже в XV-XVI веках в Суконной слободе начинают появляться первые армянские поселения. В 1714 году по указу императора Петра I строиться суконная мануфактура, вокруг которой выросла Суконная слобода близ Казани, а в впоследствии определила судьбу будущего района Казани. С мануфактурой связано появление церкви Сошествия святого Духа, о которой пойдёт речь в данной статье.

Духосошественская церковь была построена в 1731 году и освящена 2 августа 1735 года. Храм был построен на средства Евдокии Ивановны Михляевой, вдовы содержателя суконной мануфактуры И.А. Михляева. Эта фамилия известна своей благотворительной деятельностью и строительством ряда храмов Казани, как Пятницкая и церковь святой Евдокии, так же Богоявленский и Петропавловский соборы. Все эти храмы существуют и сегодня .

Духосошественская церковь множество раз перестраивалась, это в первую очередь связано с постоянно растущим приходом. По своему стилевому решению, церковь можно отнести к провинциальному барокко. Сам храм располагался на втором этаже на высоком подклете. В нижний же ярусе долгое время располагались помещения фабрики.


 

С северной стороны находился Харлампиевкий придел, а с западной, располагалась пятиярусная колокольня (верхние ярусы на сегодняшний день восстановлены). Святой Харлампий был покровителем всей Суконной слободы, а также очень почитаем у местных прихожан. Окна у главного фасада украшены скромными сандриками, а с северного фасада можно увидеть заложенные арочные проёмы от гульбища. Как и многие храмы XVIII века церковь имела открытую галерею вокруг основного храма. Как и Петропавловский собор, церковь Сошествия святого Духа имела крупную лестницу, которая вела во двор суконной мануфактуры с северной стороны. Необходимо отметить, что церковь была изначально ориентирована не на город, а именно на фабрику. Об этом свидетельствуют и натурные исследования, которые были проведены на объекте.

В середине XIX века, фабрика перестала функционировать, Духосошественская церковь стала не заводской, то есть теперь храм стал городским и обращённым не на фабричный двор, а на улицу Мостовую – Луковского – Минуллина, за этим последовали ряд изменений в структуре храма.

Уже в 1840 году началась переписка священника Дроздова с Казанской Духовной Консисторией о передаче двух домов и участка церкви Сошествия святого Духа.

В 1869 году по проекту архитектора Аникина П.Е. был разработан “Проект пристройки каменной лестницы, при Духосошественской церкви, в Суконной слободе города Казани” 1866г. Проект был реализован, в результате, которого церковь получила выход, обращённый на улицу Мостовую. Фасады были выполнены в богато декорированном эклектичном стиле. Сама лестница состояла из двух маршей, на промежуточной площадке имела изгиб с выходом на центральную ось главного храма. А так же в 1869 году была выстроена первая ограда вокруг церковной территории.

В 1868 году по проекту Аникина П.Е. выстраиваются каменные службы, взамен старым.

В 1889 году вокруг церкви возводиться новая ограда с воротами, а так же выстраивается свечная лавка выходящая на Георгиевскую улицу (Петербургская).

В 1895 году по улице Мостовой (Луковского) выстраивается двухэтажный каменный дом причта для священнослужителей. Появляется пятиглавая часовня в русско-византийском стиле на углу улиц Мостовая и Георгиевская (Луковского и Петербургская).

В 1900 году по проекту того же епархиального архитектора Малиновского Ф.Н. с западной стороны выстраивается двухэтажный пристрой, в котором расположились хозяйственные помещения “Проект пристройки к церкви Сошествия Святого Духа, в городе Казани” 1900г.

Изменения происходят и в самой Суконной слободе. План Казани, высочайше утвержденный в 1885 году, впервые признал всю безнадежность перепланировки этого «захолустья». Он фактически закрепил, существовавшую сетку улиц с некоторым урегулированием застройки. А поскольку район южнее ул. Эсперанто – Назарбаева, уже сложился, то на этой улице получили искривления или скачки, пересекающие ее улицы Павлюхина, Спартаковская, Островского, Качалова и Петербургская.

В результате всех перестроек в начале XX века крупная барочная церковь представляла собой композицию из примыкающих друг к другу самостоятельных объемов. Высокий четверик храма перекрыт куполом с небольшой главкой на круглом барабане. Более низкая по высоте трапезная соединяла его с ярусной колокольней на притворе. Колокольня также венчалась куполом с маленькой главкой.

Приход Духосошественской церкви в ХIХ – начале XX века был самым многолюдным в Казани. Реконструкции 1832 и 1897 годов были вызваны в первую очередь необходимостью увеличить вместимость храма. Хотя прихожане были, в основном бедные люди, обе реконструкции проводились на средства самой церкви.

Юный Федор Шаляпин

История этого храма связана с именем нашего великого земляка Федора Шаляпина. Он пел здесь в церковном хоре и учился в училище, которое буквально находилось в соседнем квартале. Звуковые свойства храма до сих пор поражают своей изумительной акустикой.

В отличие от большинства храмов города, Духосошественская церковь ни разу не горела и даже во время восстания Пугачёва. В ней долгое время сохранялось множество ценных икон и утвари, более древних, чем сам храм. Они были утрачены в советское время. В советское время были утрачены верхние ярусы колокольни, весь облик церкви был искажен позднейшими пристройками.

«7-го марта 1930-го года Президиум ТЦИКа, заседая, постановил ликвидировать церковь, продублировав решение комиссии по делам культов от 27 февраля и объявив решение 13 марта все того же 1930-го. Без промедления община адресует официальную жалобу во ВЦИК, по рассмотрении которой в Казань приходит предложение ВЦИКа от 9.06.30 г., адресованное Президиуму ЦИКа ТР: «до окончательного решения Москвы Духосошественскую церковь оставить в пользовании верующих» .

После закрытия, в конце 1930-х годов, храм был приспособлен под клуб, а позже в нем разместился кукольный театр. Образованный в 1934 году театр, десятилетиями не имел собственной крыши над головой. Сначала он арендовал помещение на улице Профсоюзной, потом снимал «угол» в театре юного зрителя, в 1959 году ему выделили второй этаж бывшей церкви на улице Луковского. На первом этаже здания находились квартиры. И только в 70-х годах прошлого века жильцов расселили, и театр стал полноправным хозяином здания.

С переездом кукольного театра в новое здание пошла новая история храма. После реконструкции Духосошественская церковь вновь примет прихожан. В марте 2012 года принято решение передать Русской православной церкви здание бывшего храма, которое занимал кукольный театр «Экият». Восстановление храма произошло при активном участии и радении настоятеля церкви Ярославских чудотворцев протоиерея Алексия Чубакова.

При государственной поддержке и лично Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова в комплексе церкви Сошествия Святого Духа были начаты ремонтно-восстановительные работы, заново отстроена колокольня. 

В 2012 году был разработан эскизный проект реставрации и начались первые работы по расчистке храма от советских строительных напластований. В период с 2012 – 2015 год произведены работы по восстановлению утраченных трёх ярусов колокольни, а так же восстановлены главки над основным храмом и пределом. Восстановлен декор на фасадах, разложены исторические дверные и оконные проёмы. Между окон расположены ниши, в которых исторически располагались образа святых и библейские сюжеты. В здании церкви помимо Духосошественского храма и Харлампиевского придела на втором этаже, расположились трапезная и церковная лавка на первом, вокруг храма воссоздана по историческим историко-архивным материалам ограда и ворота.

1 июня 2015 года, в Духов день, на колокольню церкви были водружены двенадцать новых колоколов.

1 сентября 2014 года двери распахнула Православная гимназия имени святого Гурия Казанского в двух этажном здании (сегодня здание трёх этажное), где до революции располагалась приходская школа. В ближайшем будущем на территории, где раньше располагался двух этажный дом священнослужителей, будет возведено здание для старших классов православной гимназии на углу улиц Миннуллина / Островского, а также восстановить утраченную часовню на углу улиц Миннуллина / Петербургская.

27 декабря 2015 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил чин Великого освящения храма и первую со времени его закрытия Божественную литургию.

23 февраля 2016 года начал работу официальный сайт храма Сошествия Святого Духа и Православной гимназии имени святителя Гурия Казанского. 

Сегодня храм стал мощным духовным и туристическим центром Суконной слободы. С 2015 года храм возобновил службы и снова стал духовным и культурным центром, как и для жителей района Суконной слободы, так и для всей Казани.

(с) СТЕПАН НОВИКОВ

К годовщине освящения Духосошественского храма, информационный отдел прихода выпустил фильм: "Церковь Сошествия Святого Духа. Первый год новой жизни". 

Просим ваших молитв о здравии благотворителей Духосошественского храма: 

Сергия со сродниками

Павла со сродниками

Николая со сродниками

Представляем вашему вниманию данный фильм

Контакты

Храм Сошествия Святого Духа

+7 (843) 236-08-14


Православная гимназия имени святителя Гурия Казанского

+7 (843) 236-70-84

Слово настоятеля

Протоиерей Алексей Чубаков: «Давайте искать Бога, пока Его много»

«Когда человек оказывается на больничной койке, в хосписе, он начинает молиться. Когда он ощущает дыхание врага в затылок, когда находится на поле брани - в эти моменты жизненных трагедий, ему кажется, что Господь оставил его, что Бога мало...Давайте искать Бога, пока Его много».

Подробнее...

Блог православного гимназиста

Анастасия Павловская: «Всю неделю наша гимназия готовилась к празднику - Дню Матери»

Анастасия Павловская, 5 класс

Всю неделю наша гимназия готовилась к празднику - Дню Матери. Ежедневные репетиции давали хорошие всходы. Гимназисты ставили сценки, учили стихи, танцевали и пели. Кроме того, на концерте, посвященном Дню Мам, была выставка детских рисунков на тему «Моя мама любит...».

Подробнее...

Православный календарь

23 ноября 2017 г. ( 10 ноября ст.ст.), четверг.
Св. Георгий Победоносец
Седмица 25-я по Пятидесятнице.
Поста нет.
Апп. от 70-ти Ераста (икона), Олимпа (икона), Родиона (икона), Сосипатра, Куарта (икона) (Кварта) и Тертия. Колесование вмч. Георгия (икона) (Груз.). Мч. Ореста (икона) врача. Сщмч. Милия (икона), еп. Персидского, и двух учеников его. Мч. Константина, кн. Грузинского. Прп. Феостирикта (икона), иже в Символех. Прмч. Нифонта и мч. Александра. Сщмчч. Прокопия, архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна и Петра пресвитеров. Сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна пресвитера, прмч. Иоанникия и Серафима, мчч. Алексия, Аполлона, Михаила. Мч. Николая и мц. Анны и св. Бориса исп., диакона. Мцц. Ольги и Феоктисты.
Навигация...