Храм Сошествия Святаго Духа

Житие святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского

 

 

 

Пре­по­доб­ный Гу­рий, в ми­ре Гри­го­рий, ро­дил­ся в го­ро­де Ра­до­не­же[1] от бед­ных и ма­ло­из­вест­ных бо­яр Ру­го­ти­ных. В юно­ше­ском воз­расте Гри­го­рий от­дан был на слу­же­ние в дом кня­зя Ива­на Пень­ко­ва. Гри­го­рий был нра­ва крот­ко­го и уступ­чи­во­го; он лю­бил ча­сто хо­дить в храм Бо­жий на мо­лит­ву, мо­лил­ся и до­ма; вни­ма­тель­но охра­нял свое це­ло­муд­рие, дер­жал стро­гий пост; лю­бил так­же по­да­вать ни­щим ми­ло­сты­ню и от­ли­чал­ся про­чи­ми хри­сти­ан­ски­ми доб­ро­де­те­ля­ми. Сво­им бла­го­нра­ви­ем и чест­но­стию Гри­го­рий при­об­рел лю­бовь сво­е­го гос­по­ди­на, и он по­ру­чил ему все управ­ле­ние сво­им до­мом. Но сие воз­бу­ди­ло за­висть в со­слу­жив­цах Гри­го­рия, и они окле­ве­та­ли его пе­ред кня­зем в пре­лю­бо­де­я­нии с его же­ною.

Князь, по­ве­рив кле­вет­ни­кам, при­ка­зал убить Гри­го­рия. Но сын кня­зя, бо­лее осто­рож­ный и бла­го­ра­зум­ный, неже­ли отец его, упро­сил от­ца по­ща­дить Гри­го­рия и сво­им при­го­во­ром не по­зо­рить сво­ей се­мьи; узнав же, что все сие кле­ве­та, он из­ба­вил Гри­го­рия от смер­ти. Од­на­ко князь, по­беж­да­е­мый зло­бою, по­са­дил невин­но­го Гри­го­рия в глу­бо­кий ров. Два го­да про­вел в нем бла­жен­ный, то­ми­мый го­ло­дом, так как пи­ща по­да­ва­лась ему непри­год­ная для че­ло­ве­ка: на три дня ему бро­са­ли по од­но­му сно­пу ов­са и немно­го во­ды. Тя­же­ло бы­ло по­ло­же­ние невин­но­го стра­даль­ца, но он укреп­лял се­бя при­ме­ром древ­них му­че­ни­ков и обод­рял тою мыс­лию, что тем­ни­ца из­ба­ви­ла его от со­блаз­нов и тре­вог мир­ских, что уеди­не­ние до­ста­ви­ло ему пол­ную сво­бо­ду го­то­вить­ся к веч­но­сти.

Уже вто­рой год за­клю­че­ния в тем­ни­це был на ис­хо­де, как один из преж­них дру­зей Гри­го­рия упро­сил тем­нич­но­го сто­ро­жа доз­во­лить по­дой­ти к ок­ну тем­ни­цы и по­го­во­рить с Гри­го­ри­ем; сто­рож со­гла­сил­ся. Друг по­до­шел но­чью к Гри­го­рию и пред­ло­жил до­став­лять ему при­лич­ную пи­щу. Но Гри­го­рий от­ка­зал­ся от при­ня­тия вся­кой иной пи­щи, кро­ме той, ка­кая ему до­став­ля­ет­ся, ска­зав, что «его пи­та­ет мно­гая и пре­и­зобиль­ная бла­го­дать Бо­жия». За­сим Гри­го­рий про­сил сво­е­го дру­га, чтобы он вме­сто пи­щи при­но­сил ему бу­ма­ги, чер­нил и пе­рьев для пи­са­ния аз­бук, по ко­то­рым обу­ча­ют де­тей гра­мо­те. Эти аз­бу­ки Гри­го­рий по­ру­чал сво­е­му дру­гу про­да­вать, а день­ги про­сил раз­да­вать ни­щим.

Через два го­да ми­ло­сер­дый Гос­подь, ви­дя доб­рое тер­пе­ние ра­ба Сво­е­го, невин­но стра­да­ю­ще­го, бла­го­из­во­лил осво­бо­дить его от уз, как бы от ада, и неви­ди­мою ру­кою си­лы Сво­ей от­верз ему тем­нич­ный за­твор. Неожи­дан­но Гри­го­рий уви­дал в две­рях тем­ни­цы свет; он при­шел в ужас, ду­мая, что это бе­сов­ское на­ва­жде­ние, – так как два го­да те две­ри не бы­ли от­во­ря­е­мы, – и, встав, стал он мо­лить­ся. И сно­ва свет по­явил­ся в две­рях, да­же силь­нее пер­во­го. То­гда Гри­го­рий, по­дой­дя, кос­нул­ся до две­ри ру­кою, и дверь тот­час от­во­ри­лась. Ура­зу­мев, что Сам Бог по­сы­ла­ет ему осво­бож­де­ние из сей тем­ни­цы, Гри­го­рий воз­бла­го­да­рил Гос­по­да и, взяв ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рую он имел с со­бою в тем­ни­це, вы­шел, ни­кем не ви­ди­мый, хо­тя был уже день. И ушел он из до­ма то­го и из го­ро­да, и при­шел в Успен­ский Иоси­фов­ский[2] мо­на­стырь. Здесь Гри­го­рий при­нял по­стри­же­ние в мо­на­хи с име­нем Гу­рия и стал доб­рым ино­ком и пост­ни­ком; за свою при­мер­ную ино­че­скую жизнь он был из­бран впо­след­ствии игу­ме­ном Иоси­фо­вой оби­те­ли. Про­быв на­сто­я­те­лем сей оби­те­ли око­ло де­вя­ти лет, он по бо­лез­ни оста­вил мо­на­стырь и два го­да жил на по­кое, про­во­дя вре­мя в по­сте и бо­го­мыс­лии. За­тем Гу­рий по­слан был на игу­мен­ство в Се­ли­жа­ров мо­на­стырь[3], но здесь про­был не бо­лее го­да.

Ко­гда же Бог по­ко­рил ца­рю Иоан­ну Ва­си­лье­ви­чу го­род Ка­зань[4], то­гда, по со­ве­ту мит­ро­по­ли­та Ма­ка­рия[5], со­бо­ром свя­ти­те­лей Рос­сий­ской мит­ро­по­лии Гу­рий по­став­лен был по жре­бию пер­вым ар­хи­епи­ско­пом го­ро­да Ка­за­ни[6]. Царь от­пра­вил его в Ка­зань с ве­ли­кою че­стию, дал ему мно­же­ство икон, дра­го­цен­ную цер­ков­ную утварь и мно­го книг, а кро­ме се­го, мно­ги­ми дра­го­цен­ны­ми ве­ща­ми ода­рил он и са­мо­го Гу­рия. Свя­ти­те­ли и раз­ные мо­на­сты­ри с сво­ей сто­ро­ны при­нес­ли в дар на нуж­ды но­во­про­све­ща­е­мо­го края так­же мно­же­ство дра­го­цен­ных ве­щей[7]. В Неде­лю свя­тых отец, по­сле Пас­хи, 26 мая 1555 г., при звоне всех ко­ло­ко­лов кремлев­ских, мит­ро­по­лит Ма­ка­рий с епи­ско­пом Кру­тиц­ким Ни­фон­том и все­ми ар­хи­манд­ри­та­ми Мос­ков­ски­ми и игу­ме­на­ми, а так­же и свя­ти­тель Гу­рий с сво­и­ми ар­хи­манд­ри­та­ми и освя­щен­ным кли­ром, в при­сут­ствии ца­ря и все­го син­кли­та тор­же­ствен­но от­слу­жи­ли в Успен­ском со­бо­ре на­пут­ствен­ный мо­ле­бен. По окон­ча­нии мо­леб­на свя­ти­тель Гу­рий с крест­ным хо­дом по­до­шел к Москве-ре­ке, здесь сел в при­го­тов­лен­ные ла­дьи и с мо­лит­ва­ми от­пра­вил­ся в путь при звоне ко­ло­ко­лов. На пу­ти в каж­дом го­ро­де свя­ти­тель Гу­рий встре­ча­ем был ду­хо­вен­ством с крест­ным хо­дом и со­вер­шал тор­же­ствен­ные мо­леб­ствия, так что все пу­те­ше­ствие свя­то­го Гу­рия до са­мой Ка­за­ни бы­ло по­чти непре­рыв­ным мо­ле­ни­ем.

Через два ме­ся­ца при­был свя­той Гу­рий в го­род Ка­зань и за­нял свя­ти­тель­ский пре­стол. В сане свя­ти­те­ля он про­во­дил та­кую же бо­го­угод­ную жизнь: пи­тал ни­щих, неиму­щим по­да­вал все нуж­ное, за­сту­пал­ся за бед­ных, вдов и си­рот и из­бав­лял их от раз­лич­ных бед. Тру­ды к тру­дам при­ла­гая, свя­той Гу­рий про­во­дил ночь в мо­лит­ве, днем же учил невер­ных Бо­го­по­зна­нию и ве­ре в Пре­свя­тую Тро­и­цу и уче­ни­ем сво­им мно­гих при­вел ко Хри­сту[8]. Ве­ли­кие тру­ды свя­ти­те­ля при сла­бо­сти его те­лес­ных сил, над­лом­лен­ных в мо­ло­до­сти тя­же­лым тем­нич­ным за­клю­че­ни­ем, вко­нец рас­стро­и­ли здо­ро­вье свя­то­го Гу­рия, и он впал в бо­лезнь. Те­лес­ная бо­лезнь ни­чуть не ума­ли­ла его ду­шев­но­го бла­го­че­стия: не имея воз­мож­но­сти сам со­вер­шать бо­го­слу­же­ние, он все-та­ки при­сут­ство­вал при свя­щен­но­дей­стви­ях, со­вер­ша­е­мых дру­ги­ми, для че­го при­ка­зы­вал но­сить се­бя к Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии в храм Бла­го­ве­ще­ния Бо­го­ма­те­ри, по­стро­ен­ный им; здесь он си­дел или да­же ле­жал, слу­шая бо­го­слу­же­ние. Од­на­ко и во вре­мя бо­лез­ни свя­той Гу­рий не остав­лял сво­их обыч­ных и удо­бо­ис­пол­ни­мых для него дел[9], не пе­ре­ста­вая в то же вре­мя сми­рять свою плоть по­стом и воз­дер­жа­ни­ем. Так под­ви­зал­ся свя­ти­тель три го­да. Чув­ствуя при­бли­же­ние сво­е­го от­ше­ствия к Бо­гу, свя­той Гу­рий при­звал к се­бе ар­хи­манд­ри­та Вар­со­но­фия, к ко­е­му пи­тал «лю­бовь ве­лию ду­хов­ную» и по­же­лал при­нять от него ве­ли­кий Ан­гель­ский об­раз, т.е. схи­му[10]. Бла­жен­ная кон­чи­на свя­ти­те­ля по­сле­до­ва­ла 4 де­каб­ря 1564 г. Чест­ное те­ло его бы­ло по­гре­бе­но в оби­те­ли Спа­со-Пре­об­ра­жен­ской[11], за ал­та­рем, у боль­шой церк­ви.

Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий, в ми­ре Иоанн, был ро­дом из Сер­пу­хо­ва[12]. Он был сы­ном свя­щен­ни­ка Ва­си­лия, и в ран­нем воз­расте обу­чен был гра­мо­те и Бо­же­ствен­но­му Пи­са­нию. Еще не до­стиг­ши со­вер­шен­но­ле­тия, Иоанн по­пал в плен к крым­ским та­та­рам[13]. По­ко­ря­ясь во­ле Гос­по­да, он усерд­но ис­пол­нял воз­ла­га­е­мые на него ра­бо­ты и тру­ды. В пле­ну он на­хо­дил уте­ше­ние в частой и пла­мен­ной мо­лит­ве к Бо­гу, на­изусть вос­пе­вая те псал­мы, ко­то­рые он пом­нил. Невер­ные, ви­дя бла­го­нра­вие Иоан­на, усер­дие в тру­дах, сми­ре­ние и бес­пре­ко­слов­ное по­ви­но­ве­ние им в ра­бо­те, об­лег­чи­ли тя­жесть тру­дов его и поз­во­ли­ли жить ему сво­бод­нее. В пле­ну Иоанн вы­учил­ся та­тар­ско­му язы­ку, так что мог сво­бод­но не толь­ко го­во­рить, но и пи­сать на этом язы­ке. Через три го­да отец вы­ку­пил Иоан­на у та­тар. То­гда он при­шел в цар­ству­ю­щий град Моск­ву и по­стриг­ся в мо­на­сты­ре, на­зы­ва­е­мом Ан­д­ро­ни­ков[14], при­чем был на­зван Вар­со­но­фи­ем. Здесь Вар­со­но­фий стал про­во­дить жизнь свою в стро­гих по­дви­гах бла­го­че­стия и доб­ро­де­те­ли; за свою стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь Вар­со­но­фий по­став­лен был мит­ро­по­ли­том Ма­ка­ри­ем в игу­ме­на Пес­нош­ско­го[15] мо­на­сты­ря. По­том он был ар­хи­манд­ри­том в го­ро­де Ка­за­ни[16]; там он ос­но­вал мо­на­стырь в честь пре­слав­но­го Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня и по­ста­вил в нем церк­ви и кел­лии. В сане ар­хи­манд­ри­та Вар­со­но­фий про­во­дил та­кую же бо­го­угод­ную жизнь: умерщ­влял те­ло свое ве­ли­ким воз­дер­жа­ни­ем и бде­ни­ем, а на те­ле сво­ем но­сил вери­ги, хо­тя се­го ни­кто не знал. Так был он во всем об­раз­цом доб­ро­де­те­ли для бра­тии. В Ка­за­ни Вар­со­но­фий рев­ност­но по­мо­гал свя­ти­те­лю Гу­рию в де­ле рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ства меж­ду ма­го­ме­та­на­ми и языч­ни­ка­ми. Зна­ние язы­ка и зна­ком­ство с бы­том та­тар­ским при­нес­ли ему в этом слу­чае боль­шую поль­зу: мно­гих неве­ру­ю­щих об­ра­тил он Бо­гу и кре­стил их. К свя­ти­те­лю же Гу­рию Вар­со­но­фий пи­тал ис­крен­нюю лю­бовь и во всем ему по­ви­но­вал­ся.

Из Ка­за­ни свя­той Вар­со­но­фий был вы­зван на свя­ти­тель­скую ка­фед­ру в Тверь[17]. Здесь, бу­дучи доб­рым пас­ты­рем сло­вес­но­го ста­да Хри­сто­вых овец, он осо­бен­но пре­дал­ся по­движ­ни­че­ству и все­гда пре­бы­вал в по­сте, мо­лит­вах, сле­зах и все­нощ­ных бде­ни­ях. Мно­гих боль­ных он ис­це­лил, ибо был све­дущ и во вра­чеб­ной на­у­ке; но пла­ты за сие он от­нюдь ни от ко­го не брал, а ле­чил да­ром; осо­бен­но же про­сла­вил­ся он вра­че­ва­ни­ем ду­шев­ных стра­стей, ко­то­рые он ис­це­лял бла­го­да­тию Ду­ха Свя­то­го. Не остав­лял он и руч­но­го тру­да, и обыч­ным за­ня­ти­ем его бы­ло ши­тье кло­бу­ков, ко­то­рые он раз­да­вал бра­тии сво­ей, про­ся их мо­лить­ся о нем Бо­гу.

Ко­гда же свя­той до­стиг глу­бо­кой ста­ро­сти, то оста­вил свою паст­ву и сно­ва пе­ре­се­лил­ся в ос­но­ван­ный им мо­на­стырь, что в го­ро­де Ка­за­ни. Здесь он при­нял на се­бя ве­ли­кую схи­му. Несмот­ря на свои стар­че­ские го­ды и ве­ли­кую сла­бость, он не из­ме­нил пра­ви­лам по­движ­ни­че­ской жиз­ни, и ко­гда от дрях­ло­сти не мог сам со­вер­шать бо­го­слу­же­ние, то про­сил сво­их уче­ни­ков при­во­зить его в цер­ковь. Ко­гда же он окон­ча­тель­но из­не­мог и по­чув­ство­вал свое от­ше­ствие из се­го ми­ра, то при­ча­стил­ся свя­тых Хри­сто­вых Та­ин и по­чил о Гос­по­де 11 ап­ре­ля 1576 г., и по­гре­бен был там же в мо­на­сты­ре, близ свя­ти­те­ля Гу­рия.

Спу­стя 32 го­да по­сле кон­чи­ны свя­то­го Гу­рия и через 20 лет со вре­ме­ни пре­став­ле­ния свя­то­го Вар­со­но­фия, по по­ве­ле­нию ца­ря Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча, на­ча­ли стро­ить на ме­сте де­ре­вян­ной ка­мен­ную цер­ковь в честь пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Ко­гда на­ча­ли ко­пать рвы и вы­ко­па­ли гроб­ни­цы свя­тых Гу­рия и Вар­со­но­фия, – 1596 го­да, 4 ок­тяб­ря, – то воз­ве­сти­ли о сем мит­ро­по­ли­ту Гер­мо­ге­ну[18], быв­ше­му то­гда ар­хи­пас­ты­рем Ка­за­ни. Мит­ро­по­лит, со­вер­шив ли­тур­гию и па­ни­хи­ду, при­шел в мо­на­стырь со всем освя­щен­ным со­бо­ром. От­крыв­ши гроб свя­то­го Гу­рия, они на­шли его на­пол­нен­ным бла­го­вон­ным ми­ром; тле­ние кос­ну­лось лишь немно­го верх­ней ча­сти губ, да­же ри­зы свя­ти­те­ля бы­ли це­лы и ка­за­лись креп­че но­вых. По­доб­ным об­ра­зом от­кры­ли гроб свя­то­го Вар­со­но­фия и так­же об­ре­ли мо­щи его це­лы­ми и нетлен­ны­ми, как и мо­щи свя­ти­те­ля Гу­рия; тле­ние кос­ну­лось лишь толь­ко ног пре­по­доб­но­го, но не раз­ру­ши­ло ко­стей, со­вер­шен­но креп­ких. Чест­ные мо­щи свя­ти­те­лей пе­ре­ло­жи­ли из тех гро­бов в но­вые ков­че­ги и при пе­нии над­гроб­ных пес­но­пе­ний по­ста­ви­ли по­верх зем­ли, чтобы все при­хо­дя­щие мог­ли ви­деть и с ве­рою ло­бы­зать их. Воз­ве­ще­но бы­ло о сем пись­мом ца­рю Фе­о­до­ру Иоан­но­ви­чу и пат­ри­ар­ху Иову[19]. Бла­го­че­сти­вый царь и свя­тей­ший пат­ри­арх, весь цар­ский син­клит и мно­же­ство на­ро­да, узнав о сем, про­сла­ви­ли Бо­га, про­слав­ля­ю­ще­го свя­тых Сво­их. Бла­го­че­сти­вый царь по­ве­лел хра­нить свя­тые и мно­го­це­леб­ные мо­щи свя­ти­те­лей в осо­бом при­де­ле, с юж­ной сто­ро­ны ал­та­ря боль­шой церк­ви, ко­то­рая ра­ди этой свя­ты­ни вско­ре бы­ла бла­го­леп­но укра­ше­на. В этом при­де­ле, ко­гда он был устро­ен, мо­щи свя­ти­те­лей и по­ко­и­лись в упо­мя­ну­тых но­вых ков­че­гах[20], ис­то­чая ве­ру­ю­щим ис­це­ле­ния во сла­ву Бо­га, в Тро­и­це сла­ви­мо­го, ныне и во ве­ки. Аминь.


При­ме­ча­ния

[1] Ра­до­неж – на­хо­дил­ся в 54 вер­стах от Моск­вы по на­прав­ле­нию к Ро­сто­ву и в 10 вер­стах от ны­неш­ней Тро­иц­кой Лав­ры по на­прав­ле­нию к Москве.

[2] Иоси­фов­ский мо­на­стырь на­хо­дит­ся в 18 вер­стах от Во­ло­ко­лам­ска. Ос­но­ван прп. Иоси­фом Во­ло­ко­лам­ским в 1479 г.; от него мо­на­стырь и по­лу­чил свое на­зва­ние Иоси­фов­ский.

[3] Тро­иц­кий Се­ли­жа­ров мо­на­стырь – на ре­ке Се­ли­жа­ров­ке, в 44 вер­стах от г. Осташ­ко­ва, Твер­ской епар­хии; ос­но­ван в XV ве­ке.

[4] Ка­зань по­ко­ре­на рус­ски­ми в 1552 го­ду.

[5] Ма­ка­рий – мит­ро­по­лит Все­рос­сий­ский (1542–1564 г.) – за­ни­ма­ет вид­ное ме­сто в ис­то­рии рус­ской церк­ви и ли­те­ра­ту­ры. При нем был зна­ме­ни­тый Сто­гла­вый Со­бор (1551 г.); при нем от­кры­та бы­ла пер­вая ти­по­гра­фия для пе­ча­та­ния свя­щен­ных книг; по его же­ла­нию и при его непо­сред­ствен­ном уча­стии со­став­ле­ны так на­зы­ва­е­мые «Ве­ли­кие Ми­неи-Че­тии».

[6] Ру­ко­по­ло­же­ние св. Гу­рия про­ис­хо­ди­ло 7 фев­ра­ля 1555 го­да.

[7] В по­мощь свя­ти­те­лю Гу­рию на­зна­че­ны бы­ли, по его ука­за­нию, два до­стой­ные свя­щен­но­и­но­ка: Гер­ман, быв­ший ар­хи­манд­рит Ста­риц­ко­го мо­на­сты­ря (Твер­ской епар­хии), жив­ший на по­кое в Иоси­фов­ском мо­на­сты­ре, и Вар­со­но­фий, игу­мен Пес­нош­ский.

[8] На са­мых пер­вых по­рах управ­ле­ния Ка­зан­ской епар­хи­ей св. Гу­рий оза­бо­тил­ся устрой­ством мо­на­сты­рей в Ка­зан­ском крае с мис­си­о­нер­ски­ми це­ля­ми. Он хо­тел, чтобы бу­ду­щие ино­ки Ка­зан­ских мо­на­сты­рей всё вре­мя упо­треб­ля­ли на про­по­ведь сло­ва Бо­жия сре­ди невер­ных и за­ни­ма­лись обу­че­ни­ем ма­ло­лет­них де­тей. В этих ви­дах св. Гу­рию ка­за­лось необ­хо­ди­мым обес­пе­чить мо­на­сты­ри име­ни­я­ми («вот­чи­на­ми); свои на­ме­ре­ния он вы­ра­зил в пись­ме к ца­рю, – пись­ме, со­дер­жа­ние ко­то­ро­го из­вест­но из от­ве­та на него Иоан­на Гроз­но­го. – «Пи­сал ты ко мне, – пи­шет царь свя­ти­те­лю, – что в го­ро­де Ка­за­ни устро­я­ешь мо­на­стырь («Зи­лан­тов»), и дру­гие на­ме­ре­ва­ешь­ся стро­ить. Доб­рое де­ло ты пред­при­ни­ма­ешь: по­мо­ги те­бе Бог за то… Бла­га речь ва­ша, чтобы стар­цам де­тей обу­чать и невер­ных в ве­ру об­ра­щать. Учить же мла­ден­цев не толь­ко чи­тать и пи­сать, но чи­та­е­мое пра­во ра­зу­ме­вать и да мо­гут и иных на­учать и ба­сур­ман. О Бо­же! Сколь счаст­ли­ва бы­ла бы Рус­ская зем­ля, ес­ли бы все вла­ды­ки стар­цы бы­ли, как прео­свя­щен­ный Ма­ка­рий и ты». Тру­ды св. Гу­рия не бы­ли бес­плод­ны­ми – ино­род­цы (глав­ным об­ра­зом та­та­ры) в зна­чи­тель­ном чис­ле об­ра­ща­лись в хри­сти­ан­ство.

[9] «Все на­сто­я­щее вре­мя, – го­во­рил св. Гу­рий, – есть вре­мя тру­дов. Воз­на­граж­де­ние по­лу­ча­ет­ся в жиз­ни бу­ду­щей. Небес­ные ра­до­сти да­ро­ва­ны бу­дут толь­ко то­му, кто на зем­ле под­ви­за­ет­ся, и для по­лу­че­ния благ нетлен­ных остав­ля­ет тлен­ные. Долж­но под­ви­зать­ся, не смот­ря ни на ка­кие труд­но­сти и неудо­воль­ствия, «ны­неш­ние вре­мен­ные стра­да­ния ни­че­го не сто­ят в срав­не­нии с тою сла­вою, ко­то­рая от­кро­ет­ся в нас» (Рим.9:18)».

[10] Схи­ма – при­ня­тие ве­ли­ко­го Ан­гель­ско­го об­ра­за, ве­ли­кой схи­мы, схим­ни­че­ства – есть со­вер­шен­ней­шее от­чуж­де­ние от ми­ра, вя­щее же­ла­ние раз­ре­шить­ся от ми­ра и со Хри­стом быть (Флп.1:23). (Схи­ма – сло­во гре­че­ское, озна­ча­ет об­раз, вид, сан).

[11] Ос­но­ва­на прп. Вар­со­но­фи­ем в 1556 г., ко­то­рый и был пер­вым ар­хи­манд­ри­том этой оби­те­ли.

[12] Сер­пу­хов – уезд­ный го­род Мос­ков­ской гу­бер­нии.

[13] Крым – по­лу­ост­ров в юж­ной ча­сти Ев­ро­пей­ской Рос­сии. За­во­е­ван та­та­ра­ми в 1237, в 1783 по­ко­рен рус­ски­ми.

[14] Ан­д­ро­ни­ков, или ина­че Спа­со-Ан­д­ро­ни­ев, мо­на­стырь на­хо­дит­ся на бе­ре­гу р. Яу­зы в Москве. Ос­но­ван око­ло 1360 г. ижди­ве­ни­ем св. мит­ро­по­ли­та Алек­сия и тру­да­ми прп. Ан­д­ро­ни­ка, уче­ни­ка прп. Сер­гия.

[15] Пес­нош­ский (или Пеш­нош­ский) Ни­ко­ла­ев­ский-Ме­фо­ди­ев мо­на­стырь на­хо­дит­ся в 26 вер­стах от г. Дмит­ро­ва, Мос­ков­ской гу­бер­нии, – при впа­де­нии реч­ки Пеш­но­ши в р. Яхро­му. Ос­но­ван в 1301 г. уче­ни­ком св. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го прп. Ме­фо­ди­ем, ко­то­рый и был здесь пер­вым игу­ме­ном. – Игу­ме­ном Пеш­нош­ской оби­те­ли прп. Вар­со­но­фий на­зна­чен в 1544 г.

[16] Ар­хи­манд­ри­том в Ка­зань Вар­со­но­фий был на­зна­чен в 1555 го­ду, ку­да и от­пра­вил­ся вме­сте со свя­ти­те­лем Гу­ри­ем.

[17] Твер­ским епи­ско­пом св. Вар­со­но­фий был на­зна­чен в 1567 го­ду; ру­ко­по­ло­жен мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским Филип­пом.

[18] В сан мит­ро­по­ли­та Ка­зан­ско­го Гер­мо­ген был по­став­лен в 1589 го­ду. В Ка­за­ни он про­явил боль­шое усер­дие в де­ле об­ра­ще­ния в пра­во­сла­вие мест­ных ино­род­цев. В 1606 го­ду, при ца­ре Ва­си­лии Шуй­ском, Гер­мо­ген сде­лан Все­рос­сий­ским пат­ри­ар­хом. За свое про­ти­во­дей­ствие по­ля­кам и мя­теж­ным бо­ярам был под­верг­нут тя­же­ло­му за­клю­че­нию в Чу­до­вом мо­на­сты­ре и там умер го­лод­ною смер­тью 17 фев­ра­ля 1612 г. – В быт­ность свою мит­ро­по­ли­том Ка­зан­ским Гер­мо­ген со­ста­вил по­дроб­ное жи­тие свв. Гу­рия и Вар­со­но­фия.

[19] Иов – пер­вый пат­ри­арх Все­рос­сий­ский с 1589 г. По рас­по­ря­же­нию Лже­ди­мит­рия в 1605 г. Иов был ли­шен пат­ри­ар­ше­ства; умер в 1607 го­ду.

[20] Дол­го по­чи­ва­ли св. мо­щи Гу­рия и Вар­со­но­фия в при­де­ле но­вой церк­ви, устро­ен­ном в честь этих свя­ти­те­лей, по­ка мит­ро­по­лит Мат­фей не пе­ре­нес их в 1630 го­ду из оби­те­ли Пре­об­ра­жен­ской в ка­фед­раль­ный со­бор Бла­го­ве­ще­ния. Пе­ре­не­се­ние со­вер­ше­но бы­ло тор­же­ствен­но в 20 день ме­ся­ца июня. Впо­след­ствии св. мо­щи бы­ли пе­ре­ло­же­ны из де­ре­вян­ной ра­ки в се­реб­ря­ную. Свя­тым Гу­рию и Вар­со­но­фию есть служ­ба: на­пи­са­на она (см. Ми­нею Слу­жеб­ную под 4 ок­тяб­ря) св. Ди­мит­ри­ем Ро­стов­ским.

МОЛИТВЫ

Тропарь на перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского

глас 4

Яко крин благовонный,/ мироточивыя твоя мощи/ от вертограда Церкве Спасовы/ в вертоград Церкве Богородичны честне принесошася,/ святителю Гурие,/ яко же бо дар честен,/ тя даровав Христос Пречистей Матери Своей,/ и исполнися храм Ея святый благоухания твоего,/ и возрадовася архиерейский престол,/ приемый тя, первоседателя своего./ Возвеселися же собор верных со святителем и священноначальники/ о преславном цельбоносных твоих мощей пренесении,/ еже мы радостно празднующе, молим тя,/ угодниче Божий:/ моли Христа Бога/ подати душам нашим мир и велию милость.

Тропарь святителей Гурия и Варсонофия

глас 3

Первии учителие прежде темному,/ ныне же светлому и новопросвещенному граду Казани,/ первии возвестителие пути спасительнаго,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, благочестия учителие/ и Православия наставницы, Гурие и Варсонофие,/ Владыку всех молите// мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанского

глас 4

Правило веры и образ целомудрия,/ учителя добрых дел/ и наставника спасения даде тя Господь/ новопросвещенному граду Казани,/ в немже приобрел еси новыя от язык люди/ и привел еси я Христови./ Сего ради в память твою радостно сошедшеся,/ честне празднуем святое твое успение,/ ты же, отче наш, святителю Христов Гурие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Ин тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанского

глас 3

Добродетельного и благороднаго ради твоего жития,/ извел тя есть Прещедрый Бог/ на первопрестольство богоспасаемаго царства Казани/ и просветил есть учением твоим бесерменьстии языцы./ И многия, святителю Гурие, во избранное Христово стадо привел еси,/ и нищелюбием богоугодно пожил еси,/ и по преставлении твоем много лет сокровенное твое тело/ от недр земных на удивление явися,/ и благоуханнаго мира гроб наполнися приходящим с верою,/ взимающим миро от раки честньгх мощей твоих,/ всем источаеши исцеления,/ святителю Христов Гурие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Ин кондак святителя Гурия, архиепископа Казанского

глас 6

Истине основание, и веры утверждение,/ и в поучениих преизряднаго свемы тя, благочестию споспешника,/ апостолом сопрестольника, страстотерпцем сопричастника,/ постником купноревнителя похваляем тя, Гурие святителю,/ и велия таинника Божия благодати.

Кондак святителя Гурия, архиепископа Казанского

глас 4

Чувственный страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ того ради от Бога нетлением почтен,/ чудесы твоими вся удивил еси./ Молим убо тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:/ радуйся, отче предивный, граду Казани похвале и утверждение.

Кондак святителя Гурия

глас 4

Чувственныя страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ и Того ради от Бога нетлением почтен был еси/ и чудесы удивляем./ Молим тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:// радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение.

Кондак святителя Гурия

глас 4

Чувственныя страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ и Того ради от Бога нетлением почтен был еси/ и чудесы удивляем./ Молим тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:// радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение.

Ин кондак святителя Гурия, архиепископа Казанского

глас 6

Истине основание, и веры утверждение,/ и в поучениих преизряднаго свемы тя, благочестию споспешника,/ апостолом сопрестольника, страстотерпцем сопричастника,/ постником купноревнителя похваляем тя, Гурие святителю,/ и велия таинника Божия благодати.

Ин тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанского

глас 4

От младости удалялся земнаго мудрования/ и последовав скорбным путем Законоположителю своему Христу Богу./ Темже и Он тя воздарова на земли нетлением,/ на Небесех же со угодившими Ему архиереи ликовствуеши,/ Гурие святителю,/ моли Христа Бога/ подати отечеству нашему на враги победу,/ и мир мирови,/ и душам нашим велию милость.

Молитва святителю Гурию, Казанскому и Свияжскому чудотворцу

Святителю отче Гурие, предстоя священной раке многоцелебных мощей твоих, молим тя усердно быти всегда и везде нашим ходатаем, заступником и покровителем. Исходатайствуй пастве твоей мир, тишину, благоденствие, здравие и спасение. Буди постоянным нашим заступником от всех врагов, видимых и невидимых: покрывай нас от нахождения всех бед, напастей и скорбей, паче же от искушений врага темнаго. Предстоящим же зде и молящимся испроси у Господа Бога вся, яже ко спасению своему они просят у Него в своих нуждах и скорбях, да все мы с тобою прославляем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Контакты

Храм Сошествия Святого Духа

+7 (843) 236-08-14


Православная гимназия имени святителя Гурия Казанского

+7 (843) 236-70-84

Проповеди

Поздравления протоиерея Алексея Чубакова с началом нового 2017/2018 учебного года

«От души желаю всем нашим гимназистам помнить историю, хранить отеческую культуру, приобщаться к ней, не забывать наших традиций – в этом будущее нашего народа, в этом будущее России»

Подробнее...

Блог православного гимназиста

Кириллов Даниил: «Настоящая семья должна быть крепкой крепостью, которая сможет отражать любые атаки»

Кириллов Даниил, 3 класс

Настоящая любовь – это самопожертвование ради ближнего и помощь ему. По-моему, в семье должна быть эта самая любовь обязательно, и без настоящей любви семья – не семья. Ведь, такая семья скоро развалится. Подобно крепости, кирпичи которой не связаны цементом. А настоящая семья должна быть крепкой крепостью, которая сможет отражать любые атаки. 

Подробнее...

Православный календарь

20 октября 2017 г. ( 7 октября ст.ст.), пятница.
Мартиниан Белозерский
Седмица 20-я по Пятидесятнице.
Пища с растительным маслом.
Мчч. Сергия (икона) и Вакха (икона). Свт. Ионы (икона), еп. Ханькоуского. Мчч. Иулиана пресвитера и Кесария диакона. Мц. Пелагии (икона) Тарсийской. Мч. Полихрония пресвитера. Прп. Сергия Послушливого, Печерского. Прп. Сергия (икона) Нуромского (Вологодского). Обретение мощей прп. Мартиниана (икона) Белоезерского. Сщмч. Николая персвитера. Иконы Божией Матери Псково-Печерской, именуемой "Умиление" (икона).
Навигация...