Московский патриархат / Татарская митрополия / Казанская епархия

Храм сошествия
Святого духа

Храм Сошествия Святаго Духа

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

Пасхальное послание митрополита Казанского и Татарстанского Феофана

Пасхальное послание митрополита Казанского и Татарстанского Феофана архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви.

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

«Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков»

(Тит. 2:11)

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В ночь, пронизанную Божественным светом, исполненную великого торжества и духовной радости о Владыке мира, победившем смерть, обращаю ко всем вам древний возглас, непоколебимо свидетельствующий о нашем неизменном уповании:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Постичь хоть в малой мере то, что произошло почти две тысячи лет назад в лоне светозарного гроба Господня, желали многие поколения святых мужей и жен. Они стремились сделать доступным нам, насколько это возможно для ограниченного человеческого разума, ведение сей дивной тайны, совершившейся в погребальной пещере близ старых стен Иерусалима. Искали образы, которые бы приблизили нас к осознанию поистине кардинального изменения, произведенного Богом в ту ночь со всем мирозданием.

Святитель Иоанн Златоуст так пишет об этом событии: «День Воскресения Господа нашего Иисуса Христа — основание мира, начало примирения, прекращение враждебных действий, разрушение смерти, поражение диавола» (Слово на Святую Пасху).

В свете сказанного особым смыслом наполняются для нас слова первоверховного Павла, уподобляющего восстание Спасителя от гроба новому творению мира и созиданию нового человечества. «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5: 17), — читаем мы в апостольском послании к коринфянам.

Воскресение Господа Иисуса — главное содержание христианского послания миру. Только благодаря Голгофской жертве, неразрывно соединенной со славным Воскресением, обретают смысл и ценность все человеческие дерзания, направленные к Источнику всякого блага. Жертва Христова стала ответом на предпринимавшиеся людьми разных культур и традиций попытки поиска Живого Бога, ибо, по слову Священного Писания, Господь «нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий праведно угоден Ему» (Деян. 10:34-35), и Он хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). Эти напряженные усилия воплощали в себе чаяния и надежды миллионов людей, в разные времена тщетно искавших возможность преодолеть свое плачевное состояние и обрести подлинную «жизнь и жизнь с избытком» (Ин. 10:10).

Совершилось предначертанное от века. Отныне смерть не имеет более такой власти над человеком — и теперь как «в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). Потому Пасха и является важнейшим христианским праздником, что униженный и истерзанный Иисус из Назарета, осиянный Божественной славой, «воскрес в третий день, и путь сотворив всякой плоти к воскресению из мертвых: <...> да будет Сам вся, во всех первенствуяй» (анафора Литургии Василия Великого).

Сегодня Христос вновь зовет всех нас на пир веры, пир Царствия, призывает вкусить от плодов Его искупительной жертвы, напиться воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Однако наше единство с Господом не может ограничиваться лишь участием в богослужении или личным молитвенным усердием. Оно должно в полной мере отразиться на всех сторонах нашей жизни. Мы не можем пребывать в беззаботном праздновании, зная, что рядом есть люди, не обретшие радости жизни в Боге, страдающие, скорбящие, одинокие, обездоленные или мучимые болезнями. Нашей святой обязанностью является забота о том, чтобы имя Христово восхвалялось повсюду, дабы люди, видя добрые дела, совершаемые во славу Божию, приобщались к вере православной, обращали сердца свои к Отцу, Который на небесах.

К сожалению, злая человеческая воля и диавольский соблазн все еще действуют в мире. Но унынию не должно быть места в нашей душе, ибо несмотря на все беды, катаклизмы, конфликты и противоречия, мы знаем, что Господь победил мир (Ин. 16:33), восторжествовал над грехом и смертью. И потому мы имеем возможность свидетельствовать словом и делом о благодати, подаваемой нам через общение со Спасителем, благодаря пребыванию в Его Церкви. Будем же усердны в исполнении евангельских заповедей, дабы и ближние, и дальние, следуя нашему примеру, возжелали приобщиться к торжеству веры и богатству благодати, ниспосылаемой от Бога на всех верных чад Его.

Паки поздравляю всех вас с величайшим праздником Пасхи, праздником Воскресения «Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь». (Откр. 1:5-6)

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Москва, Пасха Христова, 2017 год

Пасхальное послание митрополита Казанского и Татарстанского ФеофанаПасхальное послание митрополита Казанского и Татарстанского Феофана

Возлюбленные о Господе преосвященные архипастыри!

Досточтимые пастыри! Честные иноки и инокини!

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю Вас, дорогие мои, с величайшим праздником — Светлым Христовым Воскресением и приветствую Вас вечно живыми апостольскими словами:

Христос воскресе!

По неисповедимой милости Бога и Отца имею великую радость вновь свидетельствовать перед Вами о Воскресении Сына Божия и призвать всех Вас к духовному торжеству словами пасхального песнопения: «Приидите, нового винограда рождения, Божественного веселия в нарочитом дни воскресения Царствия Христова приобщимся, поюще Его, яко Бога во веки». Закончились дни Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы, дни покаянной скорби и слез, сегодня всех нас объяла неизреченная радость. Воскрес Христос и свет во тьме светит, и тьма не объяла его… (Ин. 1:5).

Через Воскресение Христа Спасителя мы все становимся членами Его Единого Тела, дабы в единстве и радости всегда пребывать с Воскресшим Господом. Во Христе мы соделались новой тварью (2 Кор. 5:17), а через веру в Него — чадами Божиими по благодати (Рим. 8:16). Своим Воскресением Христос ведет нас к конечной цели земного бытия — воскресению из мертвых, как прекрасно говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «пусть никто не страшиться смерти, ибо нас всех освободила Спасова смерть…»

Каждый раз, собираясь в пасхальную ночь под сводами святых храмов, чтобы услышать радостное «Христос воскресе», мы заново переживаем великое таинство воскресения, свершившееся у Живоносного Гроба Господня. Об этом великом таинстве мы призваны свидетельствовать всем своим близким. Принесем же свет воскресения туда, где еще не знают Бога, согреем теплотой своих сердец тех, кто одинок, болен или страждет, поможем тем, кто нуждается. Сделаем все возможное, чтобы сердце каждого наполнилось радостью Воскресения Христова!

Более двух тысяч лет Пасха Христова объединяет сердца людей верой в победу добра над злом, света над тьмой, жизни над смертью. Понимание этого единства сугубо важно для нас, живущих на древней земле Татарстана. Паства нашей Святой Православной Церкви объединяет здесь представителей множества народов. И все вместе мы живем рядом с последователями иных конфессий. Отрадно видеть, как укрепляется в нашей республике единство и взаимопонимание, мир и добрососедство. Но нам всем надо помнить, что благополучие бывает только там, где есть взаимное уважение и согласие.

В наступившем году мы вспоминаем столетие революционных событий 1917 года, положивших начало, пожалуй, самому трагическому периоду истории нашего Отечества. Февральская революция, Октябрьский переворот, братоубийственная Гражданская война, террор и массовые репрессии ― все это стало огромным испытанием для нашего народа. В жизни Русской Православной Церкви началась эпоха гонений, которые по своему масштабу несопоставимы даже с гонениями Древней Церкви. Сотни тысяч священнослужителей, монашествующих и мирян, сохранив верность Христу, стали исповедниками и мучениками за веру.

Ныне перед каждым из нас стоит задача осмысления этих событий, извлечения из них важных для себя уроков. Да, сегодня, по милости Божией, возрождается исконная роль Православия в жизни нашего общества. Священноначалие, клир и народ Божий усердно трудятся над сохранением и возрождением духовного и культурного наследия, общественной нравственности, мира и согласия между людьми разных национальностей, вероисповеданий, политических взглядов. К сожалению, враждебные Православию силы постоянно испытывают на прочность нашу Церковь, поэтому сегодня долг каждого православного христианина — твердо стоять в святой православной вере и хранить церковное единство.

Залог этого единства согласно учению святых отцов — единение со Христом через священноначалие, участие в таинствах Церкви и взаимную нелицемерную братскую любовь. Апофеозом и наглядным выражением этого единства стала закладка величественного собора на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери, которую совершил 21 июля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении сонма иерархов нашей Церкви, многочисленного духовенства и в присутствии тысяч православных верующих. Это историческое событие и в текущем 2017 году будет напоминать нам о важности укрепления единства Церкви, особенно в годину испытаний.

По милости Божией, во исполнение указа Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова, при непосредственном содействии республиканского фонда «Возрождение» под руководством М.Ш. Шаймиева, попечением многих благотворителей, добровольной жертвой не только православных христиан, но и наших мусульманских братьев, величественный Казанский собор Богородицкого монастыря — наша общенациональная святыня — ныне успешно возрождается. Надеемся, что в этом году, молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы, основные работы по возведению храма будут завершены и мы сможем перейти к его внутренней отделке.

Большим событием в церковной жизни Татарстана стало также возвращение Казанской епархии храма святителя Николая на Гостином дворе, в котором во второй половине XVI столетия служил простым священником будущий Патриарх-исповедник, священномученик Ермоген. Восстановление этого храма в былой красоте и величии должно стать для всех нас той задачей, которую мы, дорогие мои, не сомневаюсь, будем также решать всем миром, ибо ничто так духовно не скрепляет и не объединяет народ наш, как совместное восстановление поруганных и оскверненных святынь.

В текущем году мы будем также отмечать 100-летие Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов, который имеет особое значение в нашей церковной истории. 28 октября 1917 года Собор принял судьбоносное решение о восстановлении Патриаршества в нашей Церкви. Помимо этого на Соборе рассматривался широкий круг вопросов, не утративших своей актуальности и в настоящее время.

Сразу две памятные даты ждут нас в нынешнем году и в области духовного образования. Это 175-летие основания Казанской духовной академии и 20-летие возрождения Казанской духовной семинарии. Казанская духовная академия была одним из крупнейших центров церковно-научной жизни дореволюционной России. Наследницей Академии является наша духовная семинария, возрожденная в 1997 году. Как неоднократно подчеркивал в своих выступлениях Святейший Патриарх Кирилл, развитие богословского образования является приоритетной задачей, от решения которой во многом зависит будущее нашей Церкви.

В эти святые праздничные дни сердечно благодарю всех, кто принимает живое и деятельное участие в жизни нашей митрополии: архипастырей, несущих святительское служение в Республике Татарстан; пастырей, которые с любовью и усердием совершают труды духовного окормления верующих; и весь наш народ православный, не утративший несмотря на десятилетия безбожия и преследований за веру любви к Богу и Его Святой Церкви.

Благодарю всех за молитвенную поддержку, которую я как архипастырь ощущаю постоянно. Выражаю искреннюю признательность тем, кто имеет попечение о созидании и благоукрашении святых Божиих церквей, кто участвует в развитии духовного образования, в делах благотворительности, в социальной и миссионерской работе, кто трудится на иных поприщах церковного служения. Мы не должны забывать, что любое движение души человеческой навстречу Богу способно внести вклад в святое дело духовного просвещения наших соотечественников.

В сей нареченный и святой день хочу пожелать всем вам, возлюбленные собратья-архипастыри, досточтимые пресвитеры и диаконы, честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры во Христе, радости о живоносном и спасительном Воскресении нашего Господа! Имейте любовь между собою, будьте преданы Христу, храните верность нашей Матери-Церкви!

И да пребудет Воскресший тридневно Господь наш Иисус Христос со всеми вами!

Воистину Воскресе Христос!

+Феофан
митрополит Казанский и Татарстанский

Пасха Христова
град Казань, 2017 год

Пасхальное поздравление настоятеля храма протоиерея Алексея Чубакова

«Желаю Вам насладиться неизреченной радостью о тридневно воскресшем Господе нашем Иисусе Христе и чистым сердцем прославить Его славное и спасительное восстание из Живоносного Гроба...!»

Пасхальное поздравление

КАК ВСТРЕТИТЬ СВЯТУЮ ПАСХУ. ПАСХАЛЬНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ, ОБЫЧАИ И ТРАПЕЗА

О приветствиях и Лобзании в День Пасхи

      При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу "целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй - "Христос воскресе". Оному же отвещавшу - "Воистину воскресе". Так же должно совершаться христосование и с мирянами. 
      По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением "Христос воскресе!" с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь. 
      Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами - очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его "говорили, что Господь истинно воскрес" (Лк. 24, 34). В кратких словах "Христос воскресе!" заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения "Христос воскресе!" и "Воистину воскресе!" должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу. 
      С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви
      С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи. О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: "Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу".

Огласительное Слово святителя Иоанна Златоуста, читаемое во время утрени

      Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения

      Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества. Аще кто раб благоразумный, да внидет, радуяся, в радость Господа своего. Аще кто потрудися постяся, да восприимет ныне динарий. Аще кто от перваго часа делал есть, да приимет днесь праведный долг. Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует. Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится; ибо ничим отщетевается. Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся. Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа: и последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует: и дела приемлет, и намерение целует; и деяние почитает, и предложение хвалит. Темже убо внидите вси в радость Господа своего: и первии, и втории, мзду приимите. Богатии и убозии, друг со другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившийся и не постившийся, возвеселитеся днесь. Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай; вси насладитеся пира веры; вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества: явися бо общее Царство. 
      Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Угаси ю, Иже от нея держимый. Плени ада, Сошедый во ад. Огорчи ада, вкусивша плоти его. И сие предприемый Исаиа возопи: ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле. Огорчися, ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть. Огорчися, ибо умертвися. Огорчися, ибо низложися. Огорчися, ибо связася. Прият тело, и Богу приразися. Прият землю и срете небо. Прият, еже видяше, и впаде во еже не видяше. Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть. Тому слава и держава во веки веков. Аминь.

О Пасхальных часах и Литургии

      Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме - всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв. 
      Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма. 
      Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, - на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности. 
      Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый "перебор", то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.

Часы пасхальные

      Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)

      Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды

      Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий. 

      Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение. 

      Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный. 

      Слава: Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения. 

      И ныне: Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице. 
 
      Господи, помилуй. (40 раз

      Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь. 

      Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. 

      Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)

Московский Сретенский монастырь 

Пасхальные песнопения

Стихира, глас 6
      
      Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити. 
      
      Тропарь, глас 5. 
      
      Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. 
      
      Ипакои, глас 4. 
      
      Предварившия утро яже о Марии и обретшая камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносушнем Сущаго с мертвыми что ищете, яко человека? Видите гробныя пелены: тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий. 
      
      Кондак, глас 8. 
      
      Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся! и Твоим апостолам мир даруяй, подшим подаяй Воскресение. 
      
      Задостойник, глас 1. 
      
      Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку: Радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый: людие веселитеся. 
      Светися, светися Новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего. 
      
      Стихиры. 
      
      Стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази его. 
      Пасха священная нам днесь показася. Пасха нова, святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос избавитель. Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха двери райские нам отверзающая. Пасха всех освящающая верных. 
      
      Стих: Яко изчезает дым, да исчезнут. 
      
      Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова. Красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща. 
      
      Стих: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся. 
      
      Мироносицы жены, утру глубоку, представшя гробу Жизнодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той, провещав им, сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми, что плачете Нетленнаго во тли, шедше проповедите учеником Его. 
      
      Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. 
      
      Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия! Пасха! Радостию друг друга обимем! О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом. 
      
      Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. 
      
      Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обимем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся Воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста в день Святой Пасхи

Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения

"Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества.

Аще кто раб благоразумный, да внидет, радуяся, в радость Господа своего.

Аще кто потрудися постяся, да восприимет ныне динарий.

Аще кто от перваго часа делал есть, да приимет днесь праведный долг.

Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует.

Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится; ибо ничим отщетевается.

Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся.

Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа; и последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует; и дела приемлет, и намерение целует; и деяние почитает, и предложение хвалит.

Темже убо внидите вси в радость Господа своего: и первии, и втории, мзду приимите.

Богатии и убозии, друг со другом ликуйте.

Воздержницы и ленивии, день почтите.

Постившийся и не постившийся, возвеселитеся днесь.

Трапеза исполнена, насладитеся вси.

Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай; вси насладитеся пира веры; вси восприимите богатство благости.

Никтоже да рыдает убожества: явися бо общее Царство.

Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия.

Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть.

Угаси ю, Иже от нея держимый.

Плени ада, Сошедый во ад.

Огорчи ада, вкусивша плоти его.

И сие предприемый Исаиа возопи: ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле.

Огорчися, ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть.

Огорчися, ибо умертвися.

Огорчися, ибо низложися.

Огорчися, ибо связася.

Прият тело, и Богу приразися.

Прият землю и срете небо.

Прият, еже видяше, и впаде во еже не видяше.

Где твое, смерте, жало?

Где твоя, аде, победа?

Воскресе Христос, и ты низверглся еси.

Воскресе Христос, и падоша демони.

Воскресе Христос, и радуются Ангели.

Воскресе Христос, и жизнь жительствует.

Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе.

Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть.

Тому слава и держава во веки веков. Аминь".

 

О Причащении на Пасху и Светлую седмицу

Вопрос о Причащении мирян в течение всего года и особенно на Пасху, на Светлой седмице и в период Пятидесятницы многим представляется дискуссионным. Если ни у кого не вызывает сомнения, что в день Тайной Вечери Иисуса Христа в Страстной Четверг мы все причащаемся, то о Причастии на Пасху есть разные точки зрения. Сторонники и оппоненты находят подтверждение своим доводам у разных отцов и учителей Церкви, указывают свои pro et contra.

Практика Причастия Святых Христовых Тайн в пятнадцати Поместных Православных Церквах изменяется во времени и пространстве. Дело в том, что эта практика не является догматом веры. Мнения отдельных отцов и учителей Церкви разных стран и эпох воспринимаются как teologomene, то есть как частная точка зрения, поэтому на уровне отдельных приходов, общин и монастырей очень многое зависит от конкретного настоятеля, игумена или духовника. Есть на этот предмет и прямые постановления Вселенских Соборов.

Во время поста вопросов не возникает: мы все причащаемся, сугубо готовясь в посте, молитве, в делах покаяния, на то и десятина годичного круга времени – Великий пост. Но как причащаться на Светлой седмице и в период Пятидесятницы?

Обратимся к практике древней Церкви. «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2, 42), то есть они постоянно причащались. И вся книга Деяний говорит о том, что первые христиане апостольского века причащались постоянно. Причастие Тела и Крови Христа было для них символом жизни во Христе и существенным моментом спасения, самым главным в этой быстротекущей жизни. Причастие было для них всё. Так говорит апостол Павел: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1, 21). Постоянно причащаясь Честного Тела и Крови, христиане ранних веков были готовы и на жизнь во Христе, и на смерть ради Христа, о чём свидетельствуют акты мученичества.

Естественно, все христиане собирались вокруг общей Евхаристической Чаши на Пасху. Но нужно отметить, что первое время поста пред Причастием вообще не было, сначала шла общая трапеза, молитва, проповедь. Об этом мы читаем в посланиях апостола Павла и в Деяниях.

В Четвероевангелии не регламентируется причастная дисциплина. У евангелистов-синоптиков говорится не только о совершённой на Тайной Вечере в Сионской горнице Евхаристии, но и о тех случаях, которые явились прообразами Евхаристии. На пути в Эммаус, на берегу Геннисаретского озера, во время чудесного улова рыб… В частности, при умножении хлебов Иисус говорит: «Отпустить же их не евшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге» (Мф. 15, 32). В какой дороге? Не только ведущей домой, но и на жизненном пути. Не хочу оставить их без Причащения – вот о чём слова Спасителя. Мы думаем иногда: «Этот человек недостаточно чист, ему нельзя причащаться». Но именно ему по Евангелию и предлагает Господь Себя в Таинстве Евхаристии, чтобы этот человек не ослабел в дороге. Тело и Кровь Христовы нам необходимы. Без этого нам будет намного хуже.

Евангелист Марк, рассказывая о приумножении хлебов, подчеркнул, что Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился (Мк. 6, 34). Господь сжалился над нами, потому что мы были как овцы, не имеющие пастыря. Иисус, приумножая хлебы, поступает как добрый пастырь, отдающий душу свою за овцы. И апостол Павел напоминает нам, что всякий раз, вкушая Евхаристический Хлеб, мы возвещаем смерть Господню (1 Кор. 11, 26). Именно 10-я глава Евангелия от Иоанна, глава о добром пастыре, была древним пасхальным чтением, когда все причащались в храме. Но как часто нужно причащаться, в Евангелии не говорится.

Постовые требования появились только с IV–V веков. Современная церковная практика основана на Церковном Предании.

Что такое Причащение? Награда за хорошее поведение, за то, что ты постился или молился? Нет. Причастие – это То Тело, это Та Кровь Господа, без Которых ты, если погибнешь, то погибнешь окончательно.

Василий Великий отвечает в одном из своих писем женщине по имени Кесария Патриция: «Приобщаться каждый день и причащаться Святого Тела и Крови Христовых хорошо и полезно, так как Сам [Господь] ясно говорит: “Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную”. Кто же сомневается, что причащаться непрестанно жизни есть не что иное, как жить многообразно?» (то есть жить всеми душевными и телесными силами и чувствами). Таким образом, Василий Великий, которому мы часто приписываем многие епитимии, отлучающие от Причастия по грехам, очень высоко ценил достойное Причащение каждый день.

Иоанн Златоуст также разрешал частое Причащение, тем более на Пасху и на Светлой седмице. Он пишет, что следует непрестанно прибегать к Таинству Евхаристии, причащаться с должной подготовкой и тогда можно насладиться тем, чего желаем. Ведь истинная Пасха и истинный праздник души – это Христос, Который приносится в Жертву в Таинстве. Четыредесятница, то есть пост Великий, один раз в год бывает, а Пасха трижды в неделю, когда причащаешься. А иногда и четыре, точнее же, столько раз, сколько мы захотим, ибо Пасха – это не пост, но Причастие. Подготовка не в том, чтобы вычитывать три канона неделю или сорок дней говения, а в очищении совести.

Благоразумному разбойнику потребовались считанные секунды на кресте, чтобы очистить свою совесть, признать в Распятом Мессию и первым войти в Царство Небесное. Некоторым требуется год и больше, иногда вся жизнь, как Марии Египетской, чтобы приобщиться Пречистому Телу и Крови. Если сердце требует Причастия, то должно причащаться и в Великий Четверток, и в Великую Субботу, на которую в этом году приходится Благовещение, и на Пасху. Исповеди же достаточно одной накануне, если только человек не совершил греха, который надо исповедовать.

«Кого нам похвалить, – говорит Иоанн Златоуст, – тех, кто причащается один раз в году, тех, кто часто причащается или тех, кто редко? Нет, похвалим тех, кто приступает с чистой совестью, с чистым сердцем, с безупречной жизнью».

А подтверждение тому, что Причащение возможно и на Светлой седмице, есть во всех древнейших анафорах. В молитве перед Причащением сказано: «Сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами всем людям». Эти слова мы читаем и на Пасхальной литургии Иоанна Златоуста, что свидетельствует об общем Причащении мирян. После Причащения священник и народ благодарят Бога за эту великую благодать, которой они удостаиваются.

Проблема причастной дисциплины стала дискуссионной только в Средние века. После падения в 1453 году Константинополя Греческая Церковь переживала глубокий упадок богословского образования. Со 2-й половины XVIII века начинается оживление духовной жизни в Греции.

Вопрос о том, когда и как часто следует причащаться, был поднят так называемыми коливадами, монахами с Афона. Они получили свое прозвище из-за несогласия совершать поминальную службу над коливом в воскресные дни. Сейчас, 250 лет спустя, когда первые коливады, такие как Макарий Коринфский, Никодим Святогорец, Афанасий Парийский, стали прославленными святыми, это прозвище звучит очень достойно. «Поминальная служба, – говорили они, – искажает радостный характер воскресного дня, в который христиане должны причащаться, а не поминать усопших». Спор о коливе продолжался более 60 лет, многие коливады претерпевали жестокие гонения, некоторые были удалены с Афона, лишены священнического сана. Однако этот спор послужил началом богословской дискуссии на Афоне. Коливады всеми признавались традиционалистами, а действия их противников выглядели как попытки приспособить Предание Церкви к нуждам времени. Они, например, утверждали, что на Светлой седмице могут причащаться только священнослужители. Примечательно, что святой Иоанн Кронштадтский, тоже защитник частого Причащения, писал, что тот священник, который причащается на Пасху и на Светлой седмице один, а своих прихожан не причащает, подобен пастырю, пасущему только себя самого.

Не стоит ссылаться на некоторые греческие часословы, где указано, что христиане должны причащаться 3 раза в год. Подобное предписание перекочевало в Россию, и до начала ХХ века причащались в нашей стране редко, в основном в Великий пост, иногда в День Ангела, но не больше 5 раз в году. Однако данное указание в Греции было связано с налагаемыми епитимиями, а не с запрещением частого Причащения.

Если вы хотите причаститься на Светлой седмице, нужно понимать, что достойное Причащение связано с состоянием сердца, а не желудка. Пост является подготовкой, но отнюдь не условием, которое может препятствовать Причастию. Главное, чтобы сердце было очищено. И тогда можно причащаться и на Светлой седмице, стараясь накануне не объедаться и воздержаться от скоромной пищи хотя бы один день.

В наши дни многим болящим запрещается поститься вообще, а людям, которые страдают диабетом, разрешается вкушать даже перед Причастием, не говоря уже о тех, кому жизненно необходимо принимать лекарства утром. Сущностное условие поста – это жизнь во Христе. Когда человек хочет причаститься, пусть знает, что как бы он ни подготовился, он не достоин Причастия, но Господь хочет, желает и отдает Себя в Жертву, чтобы человек стал причастником Божественного естества, чтобы он обратился и был спасен.

ИСТОЧНИК: ЗАВЕТ.РУ

Предстоящие события

Слово настоятеля

«Само Его Воскресение, которое мы светло празднуем в эти дни, — не подведение итогов жизни, но её начало — со Христом и в Нём, Который и есть воскресение и жизнь (Ин. 11:25). Ощутить это и поделиться этим — наша глубокая радость, наш долг по отношению к Спасителю и наш дар миру».

Пасхальное поздравление протоиерея Алексея

Задать вопрос священнику

Православный календарь

Навигация...