Московский патриархат / Татарстанская митрополия / Казанская епархия

Храм сошествия
Святого духа

Храм Сошествия Святаго Духа

Сезонное православие или дача vs храм

604


Вот и прошел Великий Пост, а следом за ним пролетела, как одно прекрасное мгновение, и Светлая седмица. Оба эти периода церковной жизни схожи тем, что в это время в храм приходит гораз­ до больше людей, чем обычно. В Пост, а особенно в последнюю его неделю, в храм приходят те «записные православные», которые обычно делают это раз в год. Все-таки совесть подсказывает, что хотя бы и редко, но надо бы причаститься и исповедоваться.

На Светлой состав уже другой – это уже в большинстве своем прихожане, а не «захожане». Эти люди пришли для того, чтобы поучаствовать в Таинстве Евхари­ стии, принять участие в крестном ходе и порадоваться Светлому Христову Воскре­сению. Потом Радоница (девятый день после Пасхи) с ее наплывом людей с запи­сками и …все. Начинается тишина. Своего рода «духовный штиль». Людей в храме почти нет, количество причастников резко уменьшается. И это затишье продолжает­ся где-то до Троицы…

В чем причина? Куда пропадают люди? Все очень просто. Начинается дач­ный сезон, и многие прихожане уезжают на дачи, в деревни и просто отдыхать. Вот об этом феномене «сезонного Правосла­вия» и предлагаю сегодня поговорить.

Две категории

И тут уместно разделить дачников на две категории. Первая - это те, кто уезжа­ют на дачу или в деревню, но продолжают ходить в какой-то храм поблизости. Есть многие сельские храмы, в которых летом кипит жизнь, а зимой полная тишина и никого нет. Тут нет ничего плохого. Ведь человек не прекращает свою религиозную и, что очень важно, литургическую жизнь.

К этим же людям можно отнести и тех, кто живет целые сезоны на даче, но не имеет физического здоровья для того, чтобы куда-то ездить. Таких людей доста­точно много. Родственники увозят их на дачу, и там они на свежем воздухе живут, работают. Многие из них регулярно чита­ют утренние и вечерние молитвы, жития святых и в целом ведут христианский об­раз жизни. Но я не про них. Я про тех, кто имеет и силы, и здоровье.

Эти люди образуют вторую катего­рию. Категорию тех, кто уходит в аграр­ную жизнь, что называется, «с головой». Они не ходят ни в какой храм и ждут окон­чания аграрных работ для того, чтобы вновь вернуться в свой городской храм. При этом все остальное время многие из них являются ревностными прихожанами, строго соблюдают посты и регулярно хо­дят в храм.

И тут позволю себе привести простую аналогию. Представьте себе солдата, кото­ рый дает присягу. Присяга – вещь серьез­ная, она дается на всю жизнь. А теперь представьте себе солдата, который дает присягу с исключениями. Вот с мая по сентябрь я не служу Родине. Все осталь­ное время - пожалуйста, готов. Причем го­тов служить со всей серьезностью, даже готов подвиги совершать. Но с мая по сентябрь никак. Понятно, что такой солдат может существовать только в нашей фан­тазии. Ну, или быть аналогией дачника, который забывает про храм на несколько месяцев подряд. «Никакой воин не связы­ вает себя делами житейскими, чтобы уго­ дить военачальнику» (2 Тим. 2:4) –говорит об этом Священное Писание.

Три «НО»

Представителям этой второй кате­гории хотелось бы напомнить несколько важных вещей.

Во-первых, христианство немыслимо без Евхаристии, без Причащения Святых Христовых Тайн. А для этого необходимо участие в богослужении. Человек, кото­рый ради дачных забот отказывается от участия в главном Таинстве Церкви, на мой взгляд, прекрасно характеризуется словами из Апокалипсиса: «ты тепл, а не горяч и не холоден» (Откр. 3:16). О регу­лярном участии в Евхаристии говорят и канонические правила, предполагающие даже отлучение человека, не приступа­ющего к Святой Чаше без уважительной причины продолжительное время.

Во-вторых, «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела» (Втор.5:13-14). Понятно, что для христиан самый глав­ный день – это воскресение, и оно должно быть посвящено Богу. Поэтому в огром­ ном количестве дачных дел нужно уметь «сделать паузу» и посвятить хотя бы один день Богу.

И, в-третьих. Далеко? Трудно? Да, бы­вает так, что далеко ехать до храма. Но, вместе с тем, надо помнить, что никто и не обещал, что будет легко. Апостолы три года ходили за Спасителем, пережили многое в этой непростой «дорожной жиз­ни». Вспомним слова Петра: «вот, мы оста­вили все и последовали за Тобою» (Мф. 19:27). А что Господь говорит им в ответ? «Всякий, кто оставит дом или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, по­лучит в сто крат» (Мф. 19:29).

И еще одна прекрасная мысль из Но­ вого Завета: «Царство Небесное силою бе­ рется, и употребляющие усилие восхища­ют его» (Мф. 11:12). То есть христианину всегда нужно прилагать усилия. Ничего в этом мире, а уж тем более в мире духов­ном, не дается просто так. Для всего нуж­ны усилия.

Ответ критикам

И сразу отвечу критикам. Всем тем, кто хочет сказать: «Легко ему рассуждать, а нам нужна картошка, морковка, лук, чес­нок, продукты и т.д.». Все это нужно ка­ждому человеку. Если есть такая возмож­ность все это вырастить на даче и таким способом хотя бы немного сэкономить семейный бюджет, то это замечательно. Просто очень важно правильно расстав­ лять приоритеты. Вспомните евангель­ское «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21), и тогда все станет на свои места.

Христос Воскресе!

Теги:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Слово настоятеля

«Если мы посмотрим на иконы святителя Николая, мы увидим в его руке какую-то книжку. Что это за книжка? Почему его с ней изображают на иконах? Это Евангелие, которое было для него руководством по жизни, им он вдохновлялся и Божественные словеса наполняли его сердце. Своим примером он и нам предлагает ежедневно читать Священное Писание, если хотим стяжать благодать Святого Духа. Мы должны читать Писание, напитывать свои сердца этой Книгой жизни».

Проповедь в день памяти святителя Николая чудотворца

Banner 1 4 bok

Banner 1 6 bok

Banner 1 3 bok v2

Banner 1 bok v2

Православный календарь