Храм Сошествия Святаго Духа

Образцовое правило духовника Раифской обители

«...Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» Праздник Преображения Господня.

Правая сторона Волги, вплоть до Тетюш, — сплошь в яблоневых садах. Изумительные сладкие сорта яблок, которых сейчас не найдешь: через нежную тонкую кожуру доносится незабываемо сладкий запах. Прихожане, как водится, несут заветные плоды в храм. В алтаре прислуживает подросток, который в конце службы, по абсолютной наивности, выносит корзинку яблок из алтаря через Царские врата. Священник произносит пророческие слова: «Ты исправишь свой грех только тогда, когда вынесешь из алтаря Чашу со Святыми Дарами...»

Этим мальчиком был схиигумен Сергий (Златоустов), нынешний духовник Раифского монастыря, который 1 августа отметил свой 92-й День рождения.

Выдающийся ученый Сергей Владимирович Златоустов заведовал кафедрой по приборам и автоматам для летательных аппаратов КАИ 25 лет.Опубликовал около 130 его научных работ.

Профессор Магдебургского технического университета. Читал лекции в Германии, Италии.

В молитве во время клинической смерти в 1983 году обещал в дальнейшем посвятить все силы и время ближним, меньше заботясь о себе. Постепенно сформировалось убеждение, что нужно приложить все силы для служения Богу и людям.

В 1990 году был пострижен в монахи с именем Филарет, рукоположен в иеромонахи в январе 1991 года на Раифском подворье в храме Петра и Павла. Затем служение в Раифском монастыре.

В 2006 году игумен Филарет был пострижен в схиму с именем Сергий...

— Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, как пришло решение принять постриг?

— Мой приход в Церковь и постриг произошли практически одновременно. Одно с другим связано. Свою готовность к служению Господу я ощущал, постриг мой был совершенно сознательным. Надо сказать, что в те годы вера в Церкви была чистой, если можно так сказать, — священники были «закалены сталинским временем», и мои убеждения были тверды, без всяких признаков колебаний в правильности решения принятия монашеского пострига.

В самом начале моего служения Владыка Анастасий (ныне митрополит Симбирский и Новоспасский) благословил меня на послушание к отцу Всеволоду, который в то время служил в храме Петра и Павла в Гарях. Он меня направил «для стажировки» в приходскую церковь поселка Васильево, которая на тот момент была открыта всего около года. Я стал помогать иерею Виктору, священнику с удивительным голосом, умением хорошо говорить, но... отчаянному выпивохе. Помню, на Покров отец Виктор даже на службу не мог вовремя прийти. Время идет, священника нет. Так я, на свой страх и риск, начал проповедь говорить о значении праздника... Вот так и начиналась моя «стажировка». Потом отец Всеволод вызвал меня снова в Гари. И через некоторое время был назначен мой постриг. Тогда он был редкостью, и не хватало даже монашеского одеяния.Поехал я в Троицу-Сергиеву лавру, где у меня установились хорошие отношения со схиархимандритом Кириллом (Павловым): с его стороны я чувствовал благожелательность. Он-то и подарил мне рясу. Причем, свою. Это был 1990 год...

Накануне пострига прихожанки Гаринской церкви хорошенько отмыли пол, клиросом были разучены специальные песнопения-молитвы. А непосредственно во время пострига некоторые прихожане, я заметил, плакали: то ли от слов молитв, то ли от нахлынувших чувств — как я уже сказал, в те времена постриг, как событие, было редким.

Вспоминаю как сразу после пострига совершалась Литургия, и я должен был стоять с большой свечой на амвоне, а мантия на мне была застегнута так плотно па шее (мне тогда отец Всеволод свою подарил), что к концу службы я почти потерял сознание... По- моему, никто даже этого и не заметил...

Раифский монастырь в то время не был еще действующим, и мое самостоятельное служение проходило в ближайших приходах. Да и когда уже был открыт монастырь, я продолжал служить в сельских церквах. Есть всего лишь один храм, в котором я не был священником — в селе Осиново. Мне посчастливилось служить даже в самом древнем храме Казанской епархии, на острове Свияжск — Троицкой церкви.

— Отец Сергий, Вами написано много книг для мирян и монашествующих. К чему Вы призываете через них?

— Да, книги — это мой некий призыв монахам и священникам не возвышаться над теми людьми, кто к ним приходит. Не возвышаться над паствой. Мы такие же грешники, но по определенным условиям нам дано послушание поучать... Никогда не надо избегать людей, чтобы они чувствовали отчуждение и боялись задать даже вопрос. И ответы наши должны быть абсолютно честными...

И еще одно, что меня волнует, и что я постарался затронуть в своих трудах: сейчас монашество неотрывно связано с миром — принцип нестяжательства, на мой взгляд, нарушен. Побольше читать надо святых отцов, руководствоваться их жизненными примерами, наставлениями и поучениями.

 

— А кто был Вашим духовным наставником?

— Скажу вначале, что в последние годы, когда был жив схиигумен Андрей, мы исповедовались друг другу. Сейчас, во время Литургии, исповедуюсь предстоятелям на службе.

Своим же первым духовником считаю дядю, маминого брата — протоиерея Аркадия Николаевича Воздвиженского. Он 62 года служил Господу, был священником в Чувашии, 15 лет — настоятелем Успенского собора в Чебоксарах. Его жизнь стала для меня примером. Он строго, по убеждению, выполнял все священнические правила. Хотя это не так было и просто: семья его жила очень скромно, если не сказать бедно. Каждое дело отец Аркадий начинал с молитвы, был приветлив с прихожанами, при этом оставаясь полным бессребреником. Деньги раздавал всем, кто у него просил. По современным меркам, это просто невероятно...

Служил активно до 90 лет, но с людьми беседовал всегда, до самой смерти... Хотя, надо заметить, в то безбожное время священники были не в почете, как Вы сами понимаете...

Кстати говоря, его брат Платон Николаевич тоже был священником. Но в 1937 году арестован, осужден тройкой НКВД и расстрелян в Казани. Реабилитировали его лишь в 1957 году.

— Отец Сергий, есть ли у Вас собственные заветы?

— (Смеется). Скорее уж, правила...Какие уж заветы!

Во-первых, на каждом богослужении выходить с проповедью.

Во-вторых, стараться быть и говорить на уровне тех людей, с которыми дал Бог общаться. Не выпячивать свой кругозор, а понять крут их интересов. Не выделяться ни языком, ни манерами. Быть скромным, смиренным, не стараться подавить людей своим величием...

А лучше всего привести в пример наставления апостола Павла:

«...Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».

Вот это образцовое правило так называемого «пастырского применения».

Беседовала Ольга КРЕСТИНИНА

газета «Раифский вестник», №07 (140), 31 июля 2013  год

Источник: © PravChelny.ru

Контакты

Храм Сошествия Святого Духа

+7 (843) 236-08-14


Православная гимназия имени святителя Гурия Казанского

+7 (843) 236-70-84

Информация

Слово настоятеля

Протоиерей Алексей Чубаков: «Давайте искать Бога, пока Его много»

«Когда человек оказывается на больничной койке, в хосписе, он начинает молиться. Когда он ощущает дыхание врага в затылок, когда находится на поле брани - в эти моменты жизненных трагедий, ему кажется, что Господь оставил его, что Бога мало...Давайте искать Бога, пока Его много».

Подробнее...

Блог православного гимназиста

Анастасия Павловская: «Пожелайте нам удачи и, пожалуйста, помолитесь за нас»

Анастасия Павловская, 5 класс

В нашей гимназии началась подготовка к Рождеству. Воцарилась таинственная атмосфера праздника. Дети помогают родителям готовить украшения, вырезают снежинки и всякую красоту. Совсем скоро гимназия превратится в настоящий сказочный дворец!

Подробнее...

Православный календарь

17 декабря 2017 г. ( 4 декабря ст.ст.), воскресенье.
Великомученица Варвара
Неделя 28-я по Пятидесятнице.
Разрешается рыба.
Вмц. Варвары (икона) и мц. Иулиании. Прп. Иоанна (икона) Дамаскина. Прп. Иоанна (икона), еп. Поливотского. Свт. Геннадия (икона), архиеп. Новгородского. Сщмчч. Алексия, Иоанна, Александра и Николая пресвитеров, Василия диакона и с ним 10-ти мучеников. Сщмч. Димитрия пресвитера, прмц. Анастасии, мцц. Екатерины и Киры.
Навигация...