Московский патриархат / Татарская митрополия / Казанская епархия

Храм сошествия
Святого духа

Храм Сошествия Святаго Духа

Проповедь протоиерея Алексия Чубакова в праздник Входа Господня в Иерусалим

212

1 апреля 2018 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, настоятель Духосошественской церкви города Казани протоиерей Алексий Чубаков совершил в храме Божественную литургию и обратился к прихожанам со словом проповеди.

Вход Господень в Иерусалим — событие, отмеченное трагическим непониманием. Господь открывается Израилю как его долгожданный мессия, которого ожидали в течение многих столетий. Он открывается как тот, о котором возвещали пророки. То, что Он въезжает в город на ослёнке, сознательное обращение к пророчеству пророка Захарии, за несколько столетий до пришествия Христа говорившего: ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9:9).

Нам, по прошествии двух тысяч лет, трудно представить, что значило жить в ожидании мессии. Но ветхозаветный народ жил ожиданием помазанного царя, который принесёт мессианскую эру — эру невиданного мира и процветания, когда силы, гнетущие народ Божий, будут рассеяны и сокрушены. И даже языческие народы придут, дабы поклониться перед Богом Израиля, как о том пророчествовал пророк Исаия: восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию… Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их — служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе. И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их (Ис. 60:1-3, 10-11).

Однако реальность для иудеев I века очень отличалась от той картины всемирного торжества народа Божиего, которую пророчествовал Исаия. Народ жил под игом иноземцев, язычников-римлян, которые сурово подавляли любое недовольство. Большинство людей того времени в Иудее жили в крайней бедности, на грани голодной смерти. Археологи, исследовав захоронения I века н.э., говорят, что кости погребённых свидетельствуют о явном недоедании. Рим безжалостно выкачивал налоги через своих прислужников — мытарей. Эти налоги могли сделать из процветающего богача — бедняка, еле сводящего концы с концами, из бедняка — должника, а из должника — голодающего, готового отдать последнее. И те блудницы, о которых читаем в Евангелиях, это не женщины, любившие разгульный образ жизни, а дочери разорившихся от податей. Те же смельчаки, которые бросали вызов военной машине Рима, погибали от мечей легионеров, а попавшие в руки римлян живыми — распинались на крестах.

Но люди помнили, как Бог приходил на помощь Своему народу, помнили о своих вождях, о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне (см. Евр. 11:32). Они помнили, как несколько поколений назад маккавеи подняли восстание против язычников, стремившихся уничтожить веру в Единого Бога в израильском народе. То восстание было удачным, и после него народ израильский на какое-то время обрёл политическую свободу. В народе была жива память об этом событии.

Тщательно изучавшие древние пророчества понимали, что время пришествия мессии уже настало. Уже вот-вот, и явится тот, кого столетиями ожидал народ. И тогда ненавистные языческие угнетатели будут сокрушены, а Израиль прославится и превознесётся за свою верность Единому Богу. Народ страстно ждал Спасителя. И когда люди увидели Господа нашего Иисуса Христа, уже известного Своими чудесами, въезжающего в Иерусалим на ослике, как предсказывал пророк, то взорвались восторгом и ликованием. Как повествует евангелист, народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21:9). Степень той бесконечной радости нам даже трудно представить. Это было как провозглашение победы после многолетней войны, как ясный рассвет после долгой, наполненной кошмарами ночи. Грядёт мессия, и вот-вот всё будет совсем по-другому.

Единственным, кто не разделял этого ликования, был Сам Господь. Евангелист Лука говорит нам об этом: и когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк. 19:41-44). Да, Иисус — Христос, Мессия, Он тот, кого ожидали столетиями, предреченный пророками и посланный Богом долгожданный Спаситель. Но всего через несколько дней толпа, в которой будет немало из кричавших «осанна!», будет кричать «распни Его!»

Почему это произойдёт? Потому что Он не даст толпе того, чего она хочет — основания земного царства, где правят силою меча. Он принёс другое Царство — Небесное, куда входят добровольно только верой и любовью. Толпа хочет, чтобы Он уничтожил ненавистных язычников, а Господь даёт всем прощение грехов и жизнь вечную. Толпа ждёт земных благ, а Он пришёл дать блага небесные. Люди хотят, чтобы Иисус избавил их от внешнего угнетения, от людей и обстоятельств, которые делают жизнь тяжёлой, а Он пришёл спасти от греха. И потому толпа кричит, что такой им не нужен, и из темницы просит выпустить не Его, а Варавву.

Проходит какое-то время, и в 70-м году в Иерусалиме поднимается восстание против Римской империи. Сначала евреи одержали победу, но только до тех пор, пока не подошли основные силы римлян. А потом сбылось пророчество Господа, входившего в Иерусалим: от города не осталось камня на камне, и даже земля была посыпана солью, чтобы не рождала ещё долгие годы. Люди не увидели, что служит их миру, и погибли.

Но исполнились пророчества Ветхого Завета, которые свидетельствовал Исаия. Действительно, позже народы пришли к свету Иерусалима, поклонились Богу Израиля. И цари народов с благоговением явились в Палестину, чтобы почтить святые места, и на свои сокровища возвели прекрасные храмы, посвящённые истинному Богу. Но было это совсем не так, как ожидали люди во времена земной жизни Господа Иисуса Христа.

На трагическое заблуждение тех людей можно было бы посмотреть свысока, если бы оно не повторялось в каждом поколении. Крики не Его, но Варавву (Ин. 18:40) ещё многажды звучали в истории, и звучат поныне. Люди готовы поклоняться сильным, страшным людям, которые едут не на осле, а на боевых конях, лязгая смертоносным оружием, и верят, что те наведут такой порядок, когда никому уже не нужно будет наводить порядок в своей собственной душе, не нужно будет бороться со своим грехом. И снова Господь Иисус Христос оказывается «не тем» мессией, которого ждут.

Вербное воскресенье — праздник, ради которого мы собрались здесь, и ещё одна возможность покаяться. А это значит — измениться умом, переменить путь, обратиться к истинному Царю и Мессии — Господу нашему Иисусу Христу, кроткому и спасающему, Тому, кто спасёт нас, прежде всего, от наших собственных грехов. Аминь.

 

 

Теги:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

	 

Предстоящие события

Слово настоятеля

«Само Его Воскресение, которое мы светло празднуем в эти дни, — не подведение итогов жизни, но её начало — со Христом и в Нём, Который и есть воскресение и жизнь (Ин. 11:25). Ощутить это и поделиться этим — наша глубокая радость, наш долг по отношению к Спасителю и наш дар миру».

Пасхальное поздравление протоиерея Алексея

Задать вопрос священнику

Православный календарь

Навигация...