25 февраля 2018 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, настоятель Духосошественской церкви города Казани протоиерей Алексий Чубаков совершил в храме Божественную литургию и обратился к прихожанам со словом проповеди.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В первое воскресенье Великого поста мы празднуем Торжество Православия. Этот праздник имеет основание в конкретном историческом событии — победе над ересью иконоборчества, когда на VII Вселенском Соборе было закреплено почитание святых икон. Хотел бы напомнить о событиях тех далеких времен.
Почитание святых икон основывается на том, что Бог стал человеком. Невидимый изобразился, и значит утратил смысл ветхозаветный запрет на изображение священного. Раз Слово стало плотию (Ин. 1:14), а плоть видима, то возможно и её изображение, как выражение нашей веры в воплощение.
Внутренний благодатный опыт есть не у всех, как и не у всех есть вера. Для ума, озаренного лишь частично, возникает соблазн: «Не идол ли икона?» Соблазн перерастает в полемику, полемика — в войну. Иконоборцы и православные организуют свои Соборы, взаимно анафематствуют друг друга; богословы обосновывают свое отношение к писанному образу. Очень часто в этой полемике лилась кровь, тюрьмы были полны исповедников. Богословие иконоборцев — не от Духа, ибо основано на неправильном понимании буквы ветхозаветных писаний.
Десятилетия складывались в столетия, но война не умолкала. Наконец, созывается VII Вселенский Собор, на котором иконопочитание торжествует. Торжествует Церковь во всеоружии истины. Праздник становится символом, занявшим свое место в иерархии непогрешимых смыслов.
Конечно, каждому православному человеку необходимо знать историю иконопочитания. Но даже если не знать её, у слов «Торжество Православия» достаточно внутренней красоты, чтобы ею наслаждались и простецы, и книжники. С точки зрения количественной, Православие в мире не торжествует, это не самое многочисленное исповедание христианства: есть множество католиков и протестантов различных деноминаций, которые верят во Христа, но не являются православными. Значит, торжество не в количестве. Грехов же с ошибками и у православных хватает, а это значит, что торжество и не в личной святости.
Почему же мы празднуем Торжество Православия? Не только потому, что в нем триумф победы над ложью, но и как ободрение всем, исповедующим православную веру. В этом празднике содержится оценка исторического пути Церкви, которая была гонима, которой всегда было тяжело, но которая жива! Церковь не уничтожена — ради истины, ради Иисуса Христа, Который основал её и является её Главой. Если же в учение церковное подмешивается ложь, если золото Истины смешивается с соломой человеческих домыслов, то Бог проводит Церковь через огонь, после которого остается только драгоценность истинного учения. И когда мы начинаем это понимать, в тот же час приобщаемся к Торжеству Православия.
У этих достойных слов — «Торжество Православия» — может быть бесчисленное количество маленьких, но драгоценных воплощений. Действительно, в адрес Церкви много критики, много ропота. Но надо признать, что есть и тихие, и благодарные слова, есть скромный подсчет больших и маленьких добрых дел, которые совершаются верующими людьми во имя Бога и Его же Божественной силою. Например, в одном из сел никогда после революции не было храма, а теперь он восстановлен. Увеличивается количество прихожан, особенно молодежи. Разве это не Торжество Православия? На епархиальном сайте можно прочитать, как волонтеры молодежного православного движения за год отговорили 300 женщин от совершения аборта. Заключенные в одной из колоний вспоминают, что с тех пор, как у них появился храм, количество тех, кто возвращается после освобождения в места лишения свободы, резко сократилось. Совсем недавно закон Божий был переведен на тайский язык, в Пакистане появился первый в истории православный священник… Разве всё это не вселенское измерение того же празднования? Действительно, пишутся книги, снимаются фильмы, рождаются дети, венчаются пары. Новорожденных детей на пороге встречает крещение и они соединяются с Церковью, становятся частью Православной Церкви. Разве это не Торжество Православия?
Дело в том, чтобы таких маленьких, но драгоценных торжеств было как можно больше, чтобы Церковь «торжествовала» не только с амвона в праздничные дни, но и в повседневной жизни. Пусть с амвона она торжествует при помощи дьяконов, пусть в повседневности она торжествует в каждом православном храме, но пусть она также торжествует и в каждом православном через исполнение Христовых заповедей.
Праздник даёт нам силы и ставит задачи. Задачей для каждого крещёного является труд ради Христа на том маленьком кусочке Вселенной, за который он отвечает. Наведи же порядок во славу Господа в этом месте. Помни, что главным образом этот кусочек Вселенной — в твоей душе. Очисти её, и ты приготовишь место, на котором укрепится знамя торжествующей Церкви, её хоругвь — крестное знамение, непобедимая победа.
Аминь.