18 февраля 2018 года, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), настоятель Духосошественской церкви города Казани протоиерей Алексий Чубаков совершил в храме Божественную литургию и обратился к прихожанам со словом проповеди.
Завтра, возлюбленные братья и сестры, мы с вами вступим на поприще Великого поста. Сегодняшнее воскресение — Неделя воспоминания изгнания Адама из рая.
Адам жил давно, но каждый из нас носит его в себе. И у нас есть возможность, исходя из личного духовного опыта, вспомнить и ощутить ту потерю благодати, потерю Бога, которую ощутил Адам после грехопадения. Мы с вами родились в земле изгнания, родились далеко от того места, которое Господь предуготовил нам — за пределами рая. Когда Адам был в раю, то и в душе Адама был рай.
Господь даровал ему удивительные способности — он нарекал имена животным как властитель всего видимого мира. Мы знаем, что когда рождается младенец, то священник с родителями нарекают ему имя, избирая небесного покровителя и усыновляя человека Богу. Когда человек принимает монашество, то ему меняют имя в знак того, что он уже не прежний, но новый человек, который должен жить по воле и в послушании Богу. Адам имел возможность нарекать имена животным, тем самым показывая дарованную ему Господом власть.
В сердце Адама также было блаженство, ведь он слышал Бога, ощущал Его присутствие. Это то, чего так не хватает нам — чувствительности к присутствию Божьему в жизни. Мы не чувствуем, что Бог рядом с нами. Иначе было у Адама, который беседовал с Богом, находился в молитвенном общении с Творцом.
Для того, чтобы Адам совершенствовался в любви и послушании, Господь дал ему лишь одну запретительную заповедь. Все заповеди делятся на запретительные и повелительные. Так, заповедь «чти отца и мать» — повелительная, а «не прелюбодействуй» — запретительная. Господь даёт Адаму повелительную заповедь — возделывать рай, землю — и запретительную — не вкушать плодов от древа познания. Запрет был установлен не потому, что это дерево было ядовитым или опасным для жизни, но дабы воспитывать Адама в любви, послушании и преданности Богу. И мы детям своим говорим «не ешь конфету», — не потому, что нам жалко или конфеты ядовитые, а потому что хотим, чтобы наши дети сохранили здоровье и возрастали в любви и послушании.
Мы знаем историю грехопадения из первых глав книги Бытия (Быт. 2-3). Как я уже сказал, Адам был удивительным творением Божьим, обладающим удивительными способностями. Но в доисторическое время, до начала человеческой истории, произошла метафизическая катастрофа: часть ангельского мира, свободная в своём проявлении любви, отпала от Бога и укоренилась во зле. Таким образом, возник духовный мир со знаком минус, возникли демоны, не желавшие быть послушными Богу.
Дьявол вошел в одно из животных в райских обителях — в змея, и обратился к женщине. Надо сказать, что само имя «Ева» («жизнь») возникло не в раю, а уже после грехопадения — так Адам назвал свою жену после рождения сына. Змей подкрадывается к женщине, как к более доверчивой, и задаёт ей лукавый вопрос: «Правда ли, что Господь запретил вам вкушать от плодов райских деревьев?» На это Ева отвечает: «Господь только от одного дерева запретил нам вкушать и прикасаться к нему». Здесь Ева совершает одну очень серьёзную ошибку, присоединив к словам Бога слово «не прикасаться». Господь этого не говорил, Господь велел только не вкушать.
Так бывает очень часто и в нашей жизни, в том числе, в отношении поста и молитвы, когда мы что-то своевольно добавляем. Святые отцы говорят, что нельзя ничего убавлять от Божественных слов и прибавлять к ним. И когда мы берём на себя что-то сверх меры, то не выдерживаем этой нагрузки и ломаемся — у нас не хватает ни физического, ни духовного здоровья, чтобы нести подвиг поста и молитвы.
Под воздействием слов змея Ева решила, что плоды на запретном древе красивы, вожделенны для пищи, и ей захотелось узнать, что же будет, если их попробовать. Святые отцы, основоположники христианской аскетики, говорят, что здесь действуют три аспекта: она увидела, что плод красив — это похоть плоти; она захотела попробовать это плод, познать его — это гордыня; когда поняла, что произошло нечто необратимое, что через нарушение заповеди она отошла от Бога как Источника жизни и стала смертной — и предложила мужу своему, Адаму, вкусить от этого плода.
Господь позвал Адама, как Он обращался к нему ежедневно: «Адам, где ты?» Спрашивает так не потому, что не знает, где человек — Бог знает, что произошло, и желает, чтобы Адам одумался и испросил прощения. И что же происходит? Адам не просит прощения у Бога, хотя уже понимает, что наг. По толкованию святых отцов, наготу чувствует человек, лишенный благодати Божией. И в нашей жизни так бывает, когда мы после понесённых трудов обретаем благодать Божью, а после совершенного греха ощущаем потерю. Адам чувствует утрату, но на вопрошание Бога, ел ли он плод запретного дерева, начинает оправдываться: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне есть». И тут же за самооправданием следует самооправдание: Ева говорит, что её соблазнил змей. Никто из них не упал на колени, моля о прощении — люди начали перекладывать вину друг на друга. Последовало единственное верное решение, которое принимает Господь. Неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16:10), и Господь изгоняет первых людей из райского сада.
Сегодня все слова богослужебных текстов напоминают нам об изгнании Адама: и сел Адам напротив рая, и плакал. Наверняка, в его мыслях мелькнуло, что это продлится недолго и завтра откроются райские двери, Господь простит и они войдут в то место, уготованное Им для людей. Но прошло много веков, тысячелетия — и внутри этой истории человечества находимся мы с вами. Сегодня Церковь предлагает нам понять изнутри, из собственного сердца, где конкретно нахожусь я в этой человеческой истории? Что должен сделать, чтобы вернуться в рай, на свою родину?
Великий пост, в который мы вступаем, называют семивёрстным мостом. Семь недель Великого поста — это тот мост, который соединяет нашу жизнь с Воскресшим Христом, проводит к Светлому Христову Воскресению. Это время необходимо провести с пользой для души, чтобы увидеть Христа и войти с Ним в теснейшую близость. Как сейчас мы слышали в Евангельском чтении, для этого нам необходимо простить тех, кто держит обиду на нас и на кого держим обиду мы.
Но нужно помнить, что бесполезнейшим занятием является испрашивание прощения у людей, которых мы не знаем и которые не знают нас. Не будем подвергаться этому искушению, пустословить и празднословить, испрашивая прощения у тех, с кем мы в жизни не соприкасались. Легко испросить прощение у всего мира, но очень тяжело — у того человека, который действительно обидел тебя или которого обидел ты.
Я призываю перед началом Великого поста поступить именно так: просить прощения у тех, с кем ты действительно соприкасался или даже бился лбом о лоб — у тёщи, у свекрови, у ближайших родственников, друзей или знакомых… Если мы не прощаем, то лишаемся благодати Божией. Слова молитвы Господней «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим» не должны быть просто словами. Важно помнить, какую великую награду Господь даёт тем, кто прощает своих должников. Тот, кто научится это делать, может с дерзновением сказать: «Господи, ты Сам обещал простить мне долги, если я прощу и оставлю долги своему ближнему». Будем помнить эти слова. Господь исполняет Свои обещания, лишь бы мы научились прощать и оставлять долги ближним нашим. Сейчас, за Божественной литургией, давайте осмыслим эти слова и с желанием простить отправимся в долгий путь Великого поста. Аминь.