Московский патриархат / Татарстанская митрополия / Казанская епархия

Храм сошествия
Святого духа

Храм Сошествия Святаго Духа

Проповедь протоиерея Алексия Чубакова в Неделю о блудном сыне

294

4 февраля 2018 года, в Неделю о блудном сыне, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, настоятель Духосошественской церкви города Казани протоиерей Алексий Чубаков совершил в храме Божественную литургию и обратился к прихожанам со словом проповеди.

 


Картинки по запросу протоиерей алексей чубаков

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сейчас мы с вами слышали притчу о блудном сыне (Лк. 15:11-32), в которой Божественная премудрость изображает историю спасения человеческой души. Младший из двух сыновей пришел к отцу и попросил отдать ту часть имения, которая принадлежала ему по праву наследства. Получив то, что просил, юноша отправился в страну, которая находилась вдалеке от родины, от отчего дома.

Мы с вами одарены Богом, нашим Отцом, некими талантами, но пользоваться ими — очень сложная наука. Святые отцы называют блаженными тех, кто не имеет ярких талантов и способностей, потому что обладающий ими несёт большую ответственность. И чем крупнее твой талант, тем больше с тебя спросится…

Живя блудно, младший сын истратил всё свое имение, расточил данное ему отцом. Когда наступил в той стране голод, он был вынужден прилепиться к одному из жителей, который повелел ему пасти свиней. Что это за странный житель той далекой страны? По толкованию святых отцов, это диавол, а свиньи — грехи, которых держался блудный сын.

Вдали от Бога нормальной жизни быть не может. Сегодня от многих мы слышим, что необходимо возрождать моральные, нравственные ценности, — но без Бога, не упоминая Евангелие как основу нравственности. Такие люди выступают за целомудрие, милосердие, но без Христа, без христианских ценностей, без Евангелия, без Евхаристии. То есть, плоды Евангельские они получить хотят, не понимая, что без Бога невозможно достичь ничего Божьего. Ни чистоты, ни красоты, ни святости без Бога быть не может, потому что Он — источник всякого блага.

Человек, вынужденный пасти свиней на поле своего хозяина, не мог напитаться даже тем кормом, который давали свиньям, никто не позволял ему питаться вместе со свиньями. Надо понимать, что означали эти слова для тех, кто слушал Христа в этот момент. Свиньи для евреев — нечистые животные, а пасти их означало находиться в физической и духовной нечистоте. И Господь говорит, что, достигнув этого дна грехопадения, блудный сын начинает приходить в себя. Ему приходит в голову мысль вернуться к отцу, слуги и рабы которого питаются лучше, чем этот заблудший юноша.

Вообще, обращение к Богу начинается с мысли, которую дает нам Он Сам. Святитель Иоанн Златоуст в одной из своих молитв просит: «Дай мне мысль благую». Так человеческая душа обращается к Богу. И блудный сын приходит в себя, встаёт и идет. По дороге к отцу он сочиняет молитву: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

А что же отец? Он не забыл своего сына, он ждет его. Дмитрий Лихачев говорил, что притча о блудном сыне является матрицей всей русской литературы: тема возвращения домой, возвращения к Богу человеческой души является такой основой. И когда пришел этот оборванный, голодный, промотавший всё своё имение человек к отцу, тот выбегает ему навстречу. И когда сын начинает говорить то, что он хотел сказать: «отче! я согрешил против неба и пред тобою», — отец не даёт ему говорить дальше.

Здесь очень важная Евангельская мысль. Когда сын хочет попросить принять его в наемники, отец прерывает его. Наемники Богу не нужны, Богу нужны соработники. Священное Писание говорит, что мы дети Богу, а не наёмники, у Бога и так много служителей, мы нужны Ему как соработники в деле спасения.

Затем отец, обняв своего блудного сына, даёт ему новую одежду, новые сапоги и перстень на руку. Эти момент тоже символичны. Из книги Бытия мы знаем, как Господь сказал змею: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15). Змей — олицетворение греха, а сапоги — защита от него.

А что же такое одежда? Новая одежда — это благодать таинств, в которых мы нуждаемся и которые можем принимать от Церкви. Перстень же — символ сыновства, что человек тот не наемник и не раб в доме отца своего. То, что отец повелел слугам заклать упитанного тельца, чтобы все ели и веселились, опять же символично, это символ Божественной Евхаристии. Каждый раз, когда мы слышим из Евангелия, как Господь приглашает на трапезу, мы должны понимать это как призыв Божий принимать участие в Литургии. Мы не можем оставаться в стороне, не можем не причащаться Святых Христовых Таин…

А старший сын, брат заблудшего? Он приходит с поля и, услышав музыку в доме отца своего, спрашивает слугу, по какому случаю праздник? Узнав, что брат его вернулся, он подходит к отцу и говорит: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. Он не называет вернувшегося братом своим, потому что для него тот уже умер. В старшем брате Господь показывает еврейский богоизбранный народ, который всегда был с Богом, исполнял Его заветы. Здесь исторический момент: слова о ветхозаветным и новозаветном Израиле, Церкви Христовой, о нас с вами.

Но в старшем сыне каждый может узнать и себя. Часто бывает, что встретив в церкви новичка, мы осуждаем его, а тот человек радуется и ощущает благодать Божию. Может, это и есть то самое возвращение человеческой души к Богу? Господь говорит: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30:19). И сейчас, когда мы стоим на пороге Великого поста, то есть в начале дороги, ведущей к дому Отца, мы должны узнать себя в персонажах притчи о блудном сыне, должны понять, что дорога к Богу начинается с покаяния. Аминь.

Теги:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Слово настоятеля

«Если мы посмотрим на иконы святителя Николая, мы увидим в его руке какую-то книжку. Что это за книжка? Почему его с ней изображают на иконах? Это Евангелие, которое было для него руководством по жизни, им он вдохновлялся и Божественные словеса наполняли его сердце. Своим примером он и нам предлагает ежедневно читать Священное Писание, если хотим стяжать благодать Святого Духа. Мы должны читать Писание, напитывать свои сердца этой Книгой жизни».

Проповедь в день памяти святителя Николая чудотворца

Banner 1 4 bok

Banner 1 6 bok

Banner 1 3 bok v2

Banner 1 bok v2

Православный календарь