В ночь на 7 января 2018 года, в праздник Рождества Христова, настоятель Духосошественской церкви города Казани протоиерей Алексий Чубаков совершил в храме Божественную литургию и обратился к прихожанам со словом проповеди.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Когда рождается ребенок, то мы задаемся вопросом, зачем он родился на свет, что будет с ним, когда он вырастет. У казаков есть обычай: когда ребенок достигает возраста восьми месяцев или года, то родители предлагают ему саблю, книгу, четки, стакан и смотрят, к какому предмету он потянется. Близкие хотят знать, кем будет ребенок — монахом, если потянулся к четкам, или казаком, если к сабле. Подобная традиция есть и у других народов.
Сегодня мы вспоминаем события Рождества Христова, которые произошли в городе Вифлееме — Бейт-Лехеме, «Доме хлеба» в переводе с иврита. Он — хлеб, сошедший с неба, чтобы стать для нас пищей, предложивший Себя нам, как Истинный Хлеб. К какому предмету потянулись бы руки Богомладенца? Возможно, к молотку и гвоздям, потому что Иосиф Обручник был плотником и научил Иисуса своему ремеслу. Но Его руки потянулись бы к молотку еще и потому, что Ему надлежало быть распятому за нас — за мои грехи, за ваши грехи, за грехи каждого человека.
Когда мы вспоминаем о Рождестве, празднуем это событие, то не должны забывать, что будет потом. Не следует отделять Рождество от Его последующих страданий, крестной смерти и славного Воскресения. В эту ночь мы с вами молимся за Божественной литургией, которая посвящена событию Рождества Христова. Сегодня все вместе мы будем петь едиными устами слова Символа веры, в котором есть слова «вочеловечшася, распятаго же за ны». Между вочеловечиванием, то есть Рождеством, и распятием в Символе не упоминается ни о каких других событиях. Не упоминается о том, что Господь исцелял больных, даровал зрение слепым, насыщал тысячи людей пятью хлебами. Говорится лишь о том, что Он вочеловечился и был распят, потому что это основные события земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.
В эту рождественскую ночь я напоминаю всем нам, что Христос рождается, чтобы пострадать — пострадать за меня, тебя, за тех, кто не познал Христа, кто умер, не познав Его, и тех, кто и сейчас живет и не знает Христа. Думая об этом, возблагодарим Господа, что Он не оставил нас, сирых, на земле. Возблагодарим Бога за то, что Он принял, как говорится по-славянски, зрак раба, образ раба, образ человека для того, чтобы, как говорит блаженный Августин, «человек стал Богом».
Тихон Задонский, молясь у себя в келье, говорил: «Господи! Ко мне ли Ты пришел, меня ли ты взыскуеши?» Действительно, Господь пришел, чтобы взыскать каждого из нас. Господь сходит во ад, чтобы там обрести Адама, а в его лице — все человечество. Когда Господь спрашивает, «Адам, где ты?» (Быт. 3:9), Он обращается к каждому из нас. За этой Литургией давайте возблагодарим Господа и возрадуемся, что родился Христос — Искупитель всех наших грехов. Будем помнить Его, будем отдавать Ему свое сердце. Вспоминая о том, как Он родился в убогой пещере, как был повит Своей Матерью, как был согреваем дыханием волов, помолимся, чтобы Господь не оставил нас и наших ближних, которые, может быть, до сих пор не познали Христа. Аминь.