Храм Сошествия Святаго Духа

Проповедь настоятеля Духосошественского храма протоиерея Алексия Чубакова в неделю о блудном сыне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Приближается поприще Великого Поста, поприще Святой Четыредесятницы. Сегодня Церковь предлагает нашему вниманию притчу о блудном сыне.
Евангелист Лука в 15 главе повествует и рассказывает нам три притчи. Это притчи о девяноста девяти овцах и одной заблудившейся, это притча о том, как одна женщина имела 10 драхм и потеряла одну, а потом, обретя ее, позвала своих соседских подружек, дабы разделить с ним свою радость, и также притча о блудном сыне.

Именно в этой притче очень живописно и образно повествуется о том, как человек некий, имея двух сыновей, услышал от младшего из них: «Отче, отдай мне часть имения своего, того имения, которое принадлежит мне по праву». И получив то, что принадлежит ему, он ушел в стану далече и «иждил свое имение, живя блудно». И, расточив все, потеряв всех своих друзей, он вынужден был испытывать голод, он вынужден был наняться пастухом свиней и вместе со свиньями питаться, и то не досыта, а лишь только сколько ему позволено хозяевами свиного стада. 
И живя так, он стал задумываться: «Вернусь я к отцу своему, потому что последний раб, последний наемник в доме отца моего живет и питается лучше чем я». И вот, избив ноги в кровь, он возвращается из страны далече к своему отцу. А отец, который в это время ждал его и надеялся, что сын его не умер, видит его идущего еще издалека и бросается ему на встречу. Упав в ноги к своему отцу, сын испрашивает прощение и просит позволить ему быть хотя бы последним наемником в доме его. Но отец принимает его как того, кто был мертв и ожил, принимает его как того, кто был потерян и обрелся. Отец велит своим слугам возложить на него новые одежды, возложить на руку его перстень и заклать тельца упитанного, дабы все радовались возвращению его младшего сына.

Но вот вскоре приходит его старший сын, который, видя еду и приготовление к торжеству, недоумевает, что же здесь происходит. И когда он узнает, что его младший брат вернулся, он опечалился. Опечалился, потому что он, живя рядом с отцом столько лет и неся послушание от своего отца, он ни разу не был удостоен того, чтобы отец повелел слугам своим заколоть козленка, дабы он повеселился с друзьями своими. И он ставит это в укор своему отцу: «Сыну твоему, который вернулся, ты устраиваешь такое торжество. Я же, который всегда рядом с тобою, не удостоился малой чести от тебя!»
Как похожи эти персонажи евангельской притчи на нас с вами! Мало внимания уделяется персоне старшего сына в этой притче. Тем не менее мы все очень похожи бываем на этого человека. Каждый из нас в своей жизни пришел в Церковь, кто-то рано, кто-то поздно. Так давайте задумаемся, как мы с вами отвечаем тем, кто приходит в храм, кто приходит к нам на приход, не дай Бог, занимает наше место? Мы сразу начинаем думать: «Я всегда, всю жизнь стояла на этом месте в церкви, а тут кто-то новый пришел». Подобно старшему сыну из этой притчи мы начинаем обвинять отца за то, что мы столько лет несем послушание, несем тяготы церковной жизни и потом постом и покаянием мы не удостоились того, чего удостоился тот, который пришел только вчера.

А так бывает не только в Церкви, но и в жизни нашей. И это послушание от Господа и свое место в жизни. Насколько завистливо мы относимся к тем, кто появляется рядом с нами и берет часть тех трудов и той ответственности, которую некогда мы несли. И мы опять же посылаем упреки Богу. 
Но главной темой в этой притче является тема покаяния. В этой притче Сам Господь нам рассказывает о том, какие взаимоотношения складываются между Богом и человеком. Ведь отец в притче есть не кто иной как Отец Небесный, а блудный сын – это все человечество вместе и каждый в отдельности, каждый из нас. «Страна далече» – это та страна, которая олицетворяет страну преврат, возвращение блудного сына символизирует собой покаяние и возвращение в отчий дом. Вы представьте символику этой притчи. Ведь когда младший просит у отца своего отдать ему часть имения, он как бы говорит: «Я понимаю, что часть имения своего я должен получить только после твоей смерти, но я не хочу ждать этого. Отдай мне то, что сейчас принадлежит мне». Он как бы говорит: «Умри сейчас и отдай то, что должно принадлежать мне по праву». И, несмотря на это, по возращении отец принимает своего сына в свои объятия.

Тема покаяния – действительно основная тема всех подготовительных недель к Великому Посту. И особенно основная тема дня сегодняшнего. Ведь очень часто мы путаем исповедь с покаянием.

Нам кажется, что порой чисто юридическое наименования своих грехов и признания некого акта нашей виновности делает нас лучше и ведет нас к настоящему покаянию. Но что же такое настоящее покаяние? Чего нам не хватает – людям, приходящим из раза в раз на исповедь? Нам не хватает именно тоски по Богу. Желания вернуться в отчий дом. Желания испытать ту радость, которую испытывал человек, находящийся в непосредственном общении с Богом до грехопадения. Именно эта жажда Бога, именно эта тоска быть рядом с Богом делает нашу исповедь настоящим покаянием.

Да, действительно, мы порою не можем приносить искреннее покаяние. Но осознание этого и желание вернуться в отчий дом может и наше окамененое сердце сделать сердцем трепетным и стремящимся к Богу. Поэтому желаю всем нам, дорогие, вступающим в поприще Великого Поста, иметь это желание и это стремление вернуться в отчий дом! Я желаю чтобы каждый из нас, придя в отчий дом, услышал от Отца своего Небесного: «Ты мертв был и ожил, ты был потерян и обрелся!» Аминь.

Проповедь настоятеля Духосошественского храма протоиерея Алексия Чубакова в неделю о блудном сыне. 26.02.2016

Контакты

Храм Сошествия Святого Духа

+7 (843) 236-08-14


Православная гимназия имени святителя Гурия Казанского

+7 (843) 236-70-84

Проповеди

Поздравления протоиерея Алексея Чубакова с началом нового 2017/2018 учебного года

«От души желаю всем нашим гимназистам помнить историю, хранить отеческую культуру, приобщаться к ней, не забывать наших традиций – в этом будущее нашего народа, в этом будущее России»

Подробнее...

Блог православного гимназиста

Кириллов Даниил: «Настоящая семья должна быть крепкой крепостью, которая сможет отражать любые атаки»

Кириллов Даниил, 3 класс

Настоящая любовь – это самопожертвование ради ближнего и помощь ему. По-моему, в семье должна быть эта самая любовь обязательно, и без настоящей любви семья – не семья. Ведь, такая семья скоро развалится. Подобно крепости, кирпичи которой не связаны цементом. А настоящая семья должна быть крепкой крепостью, которая сможет отражать любые атаки. 

Подробнее...

Православный календарь

20 октября 2017 г. ( 7 октября ст.ст.), пятница.
Мартиниан Белозерский
Седмица 20-я по Пятидесятнице.
Пища с растительным маслом.
Мчч. Сергия (икона) и Вакха (икона). Свт. Ионы (икона), еп. Ханькоуского. Мчч. Иулиана пресвитера и Кесария диакона. Мц. Пелагии (икона) Тарсийской. Мч. Полихрония пресвитера. Прп. Сергия Послушливого, Печерского. Прп. Сергия (икона) Нуромского (Вологодского). Обретение мощей прп. Мартиниана (икона) Белоезерского. Сщмч. Николая персвитера. Иконы Божией Матери Псково-Печерской, именуемой "Умиление" (икона).
Навигация...