Московский патриархат / Татарская митрополия / Казанская епархия

Храм сошествия
Святого духа

Храм Сошествия Святаго Духа

Проповедь настоятеля Духосошественского храма протоиерея Алексия Чубакова в неделю о блудном сыне

399

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Приближается поприще Великого Поста, поприще Святой Четыредесятницы. Сегодня Церковь предлагает нашему вниманию притчу о блудном сыне.
Евангелист Лука в 15 главе повествует и рассказывает нам три притчи. Это притчи о девяноста девяти овцах и одной заблудившейся, это притча о том, как одна женщина имела 10 драхм и потеряла одну, а потом, обретя ее, позвала своих соседских подружек, дабы разделить с ним свою радость, и также притча о блудном сыне.

Именно в этой притче очень живописно и образно повествуется о том, как человек некий, имея двух сыновей, услышал от младшего из них: «Отче, отдай мне часть имения своего, того имения, которое принадлежит мне по праву». И получив то, что принадлежит ему, он ушел в стану далече и «иждил свое имение, живя блудно». И, расточив все, потеряв всех своих друзей, он вынужден был испытывать голод, он вынужден был наняться пастухом свиней и вместе со свиньями питаться, и то не досыта, а лишь только сколько ему позволено хозяевами свиного стада. 
И живя так, он стал задумываться: «Вернусь я к отцу своему, потому что последний раб, последний наемник в доме отца моего живет и питается лучше чем я». И вот, избив ноги в кровь, он возвращается из страны далече к своему отцу. А отец, который в это время ждал его и надеялся, что сын его не умер, видит его идущего еще издалека и бросается ему на встречу. Упав в ноги к своему отцу, сын испрашивает прощение и просит позволить ему быть хотя бы последним наемником в доме его. Но отец принимает его как того, кто был мертв и ожил, принимает его как того, кто был потерян и обрелся. Отец велит своим слугам возложить на него новые одежды, возложить на руку его перстень и заклать тельца упитанного, дабы все радовались возвращению его младшего сына.

Но вот вскоре приходит его старший сын, который, видя еду и приготовление к торжеству, недоумевает, что же здесь происходит. И когда он узнает, что его младший брат вернулся, он опечалился. Опечалился, потому что он, живя рядом с отцом столько лет и неся послушание от своего отца, он ни разу не был удостоен того, чтобы отец повелел слугам своим заколоть козленка, дабы он повеселился с друзьями своими. И он ставит это в укор своему отцу: «Сыну твоему, который вернулся, ты устраиваешь такое торжество. Я же, который всегда рядом с тобою, не удостоился малой чести от тебя!»
Как похожи эти персонажи евангельской притчи на нас с вами! Мало внимания уделяется персоне старшего сына в этой притче. Тем не менее мы все очень похожи бываем на этого человека. Каждый из нас в своей жизни пришел в Церковь, кто-то рано, кто-то поздно. Так давайте задумаемся, как мы с вами отвечаем тем, кто приходит в храм, кто приходит к нам на приход, не дай Бог, занимает наше место? Мы сразу начинаем думать: «Я всегда, всю жизнь стояла на этом месте в церкви, а тут кто-то новый пришел». Подобно старшему сыну из этой притчи мы начинаем обвинять отца за то, что мы столько лет несем послушание, несем тяготы церковной жизни и потом постом и покаянием мы не удостоились того, чего удостоился тот, который пришел только вчера.

А так бывает не только в Церкви, но и в жизни нашей. И это послушание от Господа и свое место в жизни. Насколько завистливо мы относимся к тем, кто появляется рядом с нами и берет часть тех трудов и той ответственности, которую некогда мы несли. И мы опять же посылаем упреки Богу. 
Но главной темой в этой притче является тема покаяния. В этой притче Сам Господь нам рассказывает о том, какие взаимоотношения складываются между Богом и человеком. Ведь отец в притче есть не кто иной как Отец Небесный, а блудный сын – это все человечество вместе и каждый в отдельности, каждый из нас. «Страна далече» – это та страна, которая олицетворяет страну преврат, возвращение блудного сына символизирует собой покаяние и возвращение в отчий дом. Вы представьте символику этой притчи. Ведь когда младший просит у отца своего отдать ему часть имения, он как бы говорит: «Я понимаю, что часть имения своего я должен получить только после твоей смерти, но я не хочу ждать этого. Отдай мне то, что сейчас принадлежит мне». Он как бы говорит: «Умри сейчас и отдай то, что должно принадлежать мне по праву». И, несмотря на это, по возращении отец принимает своего сына в свои объятия.

Тема покаяния – действительно основная тема всех подготовительных недель к Великому Посту. И особенно основная тема дня сегодняшнего. Ведь очень часто мы путаем исповедь с покаянием.

Нам кажется, что порой чисто юридическое наименования своих грехов и признания некого акта нашей виновности делает нас лучше и ведет нас к настоящему покаянию. Но что же такое настоящее покаяние? Чего нам не хватает – людям, приходящим из раза в раз на исповедь? Нам не хватает именно тоски по Богу. Желания вернуться в отчий дом. Желания испытать ту радость, которую испытывал человек, находящийся в непосредственном общении с Богом до грехопадения. Именно эта жажда Бога, именно эта тоска быть рядом с Богом делает нашу исповедь настоящим покаянием.

Да, действительно, мы порою не можем приносить искреннее покаяние. Но осознание этого и желание вернуться в отчий дом может и наше окамененое сердце сделать сердцем трепетным и стремящимся к Богу. Поэтому желаю всем нам, дорогие, вступающим в поприще Великого Поста, иметь это желание и это стремление вернуться в отчий дом! Я желаю чтобы каждый из нас, придя в отчий дом, услышал от Отца своего Небесного: «Ты мертв был и ожил, ты был потерян и обрелся!» Аминь.

Проповедь настоятеля Духосошественского храма протоиерея Алексия Чубакова в неделю о блудном сыне. 26.02.2016

Теги:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

	 

Предстоящие события

Слово настоятеля

«Само Его Воскресение, которое мы светло празднуем в эти дни, — не подведение итогов жизни, но её начало — со Христом и в Нём, Который и есть воскресение и жизнь (Ин. 11:25). Ощутить это и поделиться этим — наша глубокая радость, наш долг по отношению к Спасителю и наш дар миру».

Пасхальное поздравление протоиерея Алексея

Задать вопрос священнику

Православный календарь

Навигация...