Гордость — это растение, плоды которого убивают нашу душу, поэтому святые отцы призывают нас внимательно относиться к своей духовной жизни, к каждому движению своего сердца.
Проповедь настоятеля храма, благочинного I Казанского округа протоиерея Алексия Чубакова в Неделю о мытаре и фарисее (21.02.2016)
Дорогие братья и сестры, мы вступаем в подготовительный период к Великому посту. Первая подготовительная неделя называется Неделей о мытаре и фарисее. Сегодня мы слышали евангельское повествование о том, как два человека вошли в храм, один из которых был фарисеем, а другой — мытарем.
Но почему так произошло? Кто же такие эти фарисеи? Фарисеи — религиозно-общественное течение в Иудее, зародившееся во II веке до н. э. Это одна из трех древнееврейских философских школ, просуществовавшая до II века. Фарисеи чтили Моисеев закон, и всегда старались показать, что они свято соблюдают закон Божий. И, как мы знаем из притчи, фарисей, пройдя вперед, помолился Богу.
Какова же мораль этой притчи? В первую очередь мы должны понять, что фарисейство — это не философская школа, а состояние души. И нередко случается, что мы с вами ведем себя подобно фарисею из притчи. Фарисейство — это самомнение и самопревозношение, которые возникают вследствие нашей невнимательности к своей духовной жизни. Фарисейство зарождается от того, что у нас вместо смирения — гордость, а гордость приводит к печальным последствиям. Тщеславие и гордыня неизбежно приводят к духовной деградации. Гордость — это растение, плоды которого убивают нашу душу, поэтому святые отцы призывают нас внимательно относиться к своей духовной жизни, к каждому движению своего сердца. Если мы заметим в своем сердце какие-либо язвы, то нам нужно воспользоваться теми лекарствами, которые приготовила для нас Церковь — Таинством покаяния и Таинством причащения.
На этой седмице нет поста в среду и пятницу. Церковь этим показывает, что христианам нужно беречься «закваски фарисейской». Мы соблюдаем пост по средам и пятницам в течение всего года, за исключением недели мытаря и фарисея. Верующие должны понять, что формальное исполнение молитвенного правила, формальное посещение богослужений и формальное соблюдение поста не ведут ко спасению. Да, это все очень важные вещи, но они являются лишь средствами для получения благодатных даров.
Христианин, берегись закваски фарисейской, но вспоминай слова мытаря: «Боже, милостив буди ми грешному». Это мытарево смирение приведет тебя ко Христу и просветит твое сердце. Аминь.