Московский патриархат / Татарская митрополия / Казанская епархия

Храм сошествия
Святого духа

Храм Сошествия Святаго Духа

Проповедь настоятеля храма в мясопустную родительскую субботу (18.02.2017)

550

За неделю до начала Великого поста совершается мясопустная вселенская родительская суббота. В последующие недели – во вторую, третью, четвертую субботы Великого поста – также будет совершаться поминовение усопших. Почему именно перед началом и во время Великого поста совершаются родительские субботы?

Отец Александр Шмеман, один из выдающихся современных богословов Церкви, говорит, что христианство есть религия любви. И именно Великим постом, когда мы стараемся стать лучше, когда мы делаем все, чтобы измениться, именно в это время надо проявить свою любовь не только по отношению к тем, кто с нами, но и тем, кто уже не дышит, но еще живет. И действительно, как может наша любовь простираться на тех, кого нет с нами? А ведь Господь заповедал любить всех, любить ближнего своего. Как же мы можем проявить свою любовь по отношению к тем, кто уже умер, кто покоится и ждет решающего слова на Страшном суде? На самом деле молиться о усопших можно только в том случае, если ты веришь, что они живы. Такая парадоксальная, на первый взгляд, вещь, но на самом деле: как можно молиться о тех, кто вроде бы ушел в небытие? Молиться можно, только если веришь, что души сродников наших и всех православных христиан, которые отошли ко Господу, и ныне живы. Невозможно молиться за тех, кто ушел в небытие, растворился и его не стало точно так же, как не было тебя до твоего рождения. И самая распространенная формула мирского поминовения гласит: «Все там будем». Она исповедует веру в сразу три вещи. Во-первых, в то, что все без исключения, хотим мы этого или нет, рано или поздно перейдем в мир иной. Во-вторых, что этот мир для нас неведомый, но вполне реальный существует. И в-третьих, что за этой чертой, за чертой этой физической жизни есть иное бытие, в котором всем нам предстоит оказаться.

Когда мы с вами кого-то из своих родственников кладем в больницу, мы знаем, что делаем. Мы знаем, что необходимо принести какую-то передачу – купить фруктов, привезти, навестить своего больного родственника и, уходя, сказать, что мы вновь к нему вернемся. Но что же мы должны делать, когда теряем своих близких? Что делать, когда мы вспоминаем о тех усопших наших сродниках, знакомых, друзьях, которых нет рядом с нами? Когда мы на самом деле не знаем, что делать, то необходимо обратиться к опыту тех, кто эти знания имеет. И Церковь веками накапливала опыт молитвы о своих усопших чадах. Этот опыт говорит о том, что молитва о наших усопших сродниках должна соединяться с некими добрыми делами. Потому что мы должны понимать, что когда человек умирает, то у него уже нет тела.

Да, действительно, у него остается сознание, остается личность человека, потому что личность человека неуничтожима. А так как он не имеет тела, он уже ничего не может изменить для себя в лучшую сторону. И поэтому вся его надежда только на нас, на живущих. Он смотрит и уповает на нас, живущих в этом мире, как на людей, которые еще могут изменить свою жизнь и сделать что-то доброе ради своих усопших сродников. Вот в этом заключается вся надежда их на нас. И мы знаем, что тот или иной человек, ушедший в мир иной, потусторонний, имел какие-то вредные привычки или до конца жизни не мог изжить в себе ту или иную страсть, мы знаем, что и у нас есть эти грехи, эти страсти, и должны постараться в себе самих эти страсти искоренить в память о тех, за кого мы молимся. И тогда Господь примет эту молитву, и загробная участь наших усопших сродников изменится к лучшему.

В этом заключается вера Православной Церкви, что мы, живущие здесь, на земле, можем очень много сделать своими молитвами и своими трудами в память о своих усопших сродниках. А, кроме того, преподобный Серафим Саровский говорил, что мы должны участвовать в церковных Таинствах, а особенно в Таинстве Причащения, потому что благодать Святого Причащения распространяется и на сродников причащающегося.

Вы представляете, как важно участвовать нам в этом Таинстве!? Вот обычно в родительские субботы считается, что причащаться нет необходимости, и сегодня мы заметили, что было очень мало причастников. Хотя тот же самый призыв Господа звучал: «Примите, ядите сие есть Тело Мое… Сия есть Кровь Моя… Со страхом Божиим и верою приступите». Причащающихся мало, и, к сожалению, существует такое поверье, что в родительские субботы не причащаются, хотя преподобный Серафим Саровский говорит, что благодать причащающегося распространяется и на его род. Это значит не только на живущих, но и на умерших наших сродников.

Поэтому, дорогие, будем помнить об этом, будем помнить о том, что мы можем многое сделать для своих усопших сродников. Пока Господь после смерти судил их частным судом по сердцу, по жизни, но еще они ожидают второго и страшного пришествия Христова, где будет уже окончательный суд высказан и дан Богом приговор о каждом человеке, ранее жившем и ныне живущем.

Поэтому будем же, дорогие, помнить о своих усопших сродниках и, исполняя заповедь любви, молиться о них и изменять свою жизнь к лучшему.

Аминь. 

Протоиерей Алексей Чубаков, 18 февраля 2017 года 

Теги:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Слово настоятеля

«Если мы посмотрим на иконы святителя Николая, мы увидим в его руке какую-то книжку. Что это за книжка? Почему его с ней изображают на иконах? Это Евангелие, которое было для него руководством по жизни, им он вдохновлялся и Божественные словеса наполняли его сердце. Своим примером он и нам предлагает ежедневно читать Священное Писание, если хотим стяжать благодать Святого Духа. Мы должны читать Писание, напитывать свои сердца этой Книгой жизни».

Проповедь в день памяти святителя Николая чудотворца

Задать вопрос священнику

Православный календарь

Навигация...