Московский патриархат / Татарская митрополия / Казанская епархия

Храм сошествия
Святого духа

Храм Сошествия Святаго Духа

Поздравление протоиерея Алексея Чубакова с днем жен-мироносиц

Третье воскресенье пасхального цикла названо в честь святых жен-мироносиц.Этот праздник посвящен обычным женщинам — Христовым ученицам, неотступно следовавшим за своим Учителем и не оставившим Его даже после погребения. Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок.

Проповедь протоиерея Алексия Чубакова в праздник Радоницы

17 апреля 2018 года, в праздник Радоницы, день поминовения усопших, настоятель Духосошественской церкви города Казани протоиерей Алексий Чубаков совершил в храме Божественную литургию и обратился к прихожанам со словом проповеди.

Пасхальное поздравление настоятеля храма протоиерея Алексея Чубакова

«Само Его Воскресение, которое мы светло празднуем в эти дни, — не подведение итогов жизни, но её начало — со Христом и в Нём, Который и есть воскресение и жизнь (Ин. 11:25). Ощутить это и поделиться этим — наша глубокая радость, наш долг по отношению к Спасителю и наш дар миру».

Проповедь протоиерея Алексия Чубакова в праздник Входа Господня в Иерусалим

1 апреля 2018 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, настоятель Духосошественской церкви города Казани протоиерей Алексий Чубаков совершил в храме Божественную литургию и обратился к прихожанам со словом проповеди.

Проповедь протоиерея Алексия Чубакова в Неделю прп. Иоанна Лествичника

25 марта 2018 года, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, настоятель Духосошественской церкви города Казани протоиерей Алексий Чубаков совершил в храме Литургию святителя Василия Великого и обратился к прихожанам со словом проповеди.

Проповедь протоиерея Алексия Чубакова в Неделю прп. Иоанна Лествичника

«Задумываясь о будущем России, важно обратиться всем своим сердцем и разумом к благоверным князьям и просить их умудрить наших правителей, а нас самих — научить молиться за них и быть верными чадами Православной Церкви, надёжными гражданами земного Отечества».

Проповедь протоиерея Алексия Чубакова в Неделю Крестопоклонную

11 марта 2018 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, настоятель Духосошественской церкви города Казани протоиерей Алексий Чубаков совершил в храме Божественную литургию и обратился к прихожанам со словом проповеди.


Дорогие братья и сестры!

Мы с вами достигли середины Великого поста, Недели Крестопоклонной. Накануне воскресного дня для поклонения верующих на середину храма [из алтаря] выносится крест.

В Церкви несколько праздников, в центре которых помещён крест Христов, и все они побуждают оторвать свой взор от земли и обратить к небу. Так в знойный полдень смотрел перед решающим сражением на небо император Константин. И он увидел крест Христов, сиявший ярче солнца, а рядом с ним надпись: «Сим победиши». И действительно, Константин одержал победу в решающей битве.

20 мая празднуется событие, которое произошло в 351 году в городе Иерусалиме. В то время Констанций, сын императора Константина, обратился от истинной веры в ересь арианства, от чего страдали многие. В этот день жители Иерусалима также увидели знамение — крест от Голгофы до Елеонской горы, который переливался всеми цветами радуги и был ярче солнца.

Описывая последние времена земной истории, евангелист Матфей говорит, что солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24:29-30). Именно знак Христа — знак царский, знак победы, знак перенесённого Христом крестного страдания мы усматриваем в этих пророческих словах Нового завета. Но приблизим к себе эту, может быть, пугающую радость. Приблизимся с радостью и трепетом ко Христу. Давайте воздадим должное и той, которая обрела святой Животворящий Крест — царице Елене.

Несколько столетий прошло с тех пор, когда Господь пострадал на горе Голгофе, принеся Себя в жертву. К IV веку Иерусалим уже не был тем самым, потому что в 70 году полководец Тит разрушил город после очередного восстания евреев. Позже император Адриан переименовал город, назвав его Элия Капитолина. Под страхом смертной казни евреям было запрещено селиться в нем. Сбылось пророчество Господа нашего Иисуса Христа, что камня на камне не останется от города (Лк. 19:44). А на том месте, где страдал на кресте Господь, висевший между двумя разбойниками, был построен языческий храм.

Много или мало — 100 лет? 100 лет назад произошла Октябрьская революция, в этом году мы будем вспоминать столетие трагической гибели Царской семьи. А много или мало 200 лет? 200 лет назад произошло нашествие Наполеона на Россию. 300 лет назад была эпоха императора Петра I. Много ли мы помним о том времени? Многое ли нам удалось сохранить в своей памяти о том, что происходило во времена императора Петра I? Наверное, что-то сохранилось, но ещё больше утрачено. И если бы не царица Елена, не её труды, вряд ли удалось вспомнить то место, где был распят Господь. И, конечно, не был бы обретён Честной и Животворящий Крест Господень.

Надо сказать, что царице Елене к тому времени, когда она решила совершить свою археологическую экспедицию на Святую землю, было порядка 80 лет. Это была пожилая — если не сказать, старая — женщина, но она предпринимает огромные усилия и организует поездку. 300 лет прошло с тех пор, как на Голгофе страдал наш Господь. Елена многое узнаёт и в конце концов обретает Честной и Животворящий Крест.

С чем можно сравнить радость императрицы Елены, обретшей Крест? Люди, которые присутствовали на чине венчания и внимательно слушали слова молитв этого таинства, знают: во второй священнической молитве на чинопоследовании брачующимся желают такой же радости, какую имела блаженная Елена, когда обрела Честной Крест. Это была радость, которую можно считать «эталонной», её в чине венчания желают вступающим в брак. Это тихая христианская радость, которая должна жить в сердце, быть примером.

Надо также сказать, что и в сентябре на праздник Крестовоздвижения, и в середине Великого поста мы выносим Крест Христов на середину храма для поклонения, чтобы радоваться, взирая на это знамение победы. Радоваться той радостью, которую имела блаженная Елена, когда обрела святыню. Эта радость не может помешать нашему покаянному чувству, но помогает укрепить надежду. Эта радость поможет утвердить нас в намерении следовать дальше к Светлому Христову Воскресению. Аминь.

Проповедь протоиерея Алексия Чубакова в Неделю Торжества Православия

25 февраля 2018 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, настоятель Духосошественской церкви города Казани протоиерей Алексий Чубаков совершил в храме Божественную литургию и обратился к прихожанам со словом проповеди.

Проповедь протоиерея Алексия Чубакова в день памяти сщмч. Харалампия

24 февраля 2018 года, в субботу первой седмицы Великого поста, в Духосошественской церкви города Казани молитвенно отпраздновали память священномученика Харалампия (202). Настоятель протоиерей Алексий Чубаков совершил в Харалампиевском приделе храма Божественную литургию и обратился к прихожанам со словом проповеди.

Проповедь протоиерея Алексия Чубакова в Прощеное воскресенье

18 февраля 2018 года, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), настоятель Духосошественской церкви города Казани протоиерей Алексий Чубаков совершил в храме Божественную литургию и обратился к прихожанам со словом проповеди.


Завтра, возлюбленные братья и сестры, мы с вами вступим на поприще Великого поста. Сегодняшнее воскресение — Неделя воспоминания изгнания Адама из рая.

Адам жил давно, но каждый из нас носит его в себе. И у нас есть возможность, исходя из личного духовного опыта, вспомнить и ощутить ту потерю благодати, потерю Бога, которую ощутил Адам после грехопадения. Мы с вами родились в земле изгнания, родились далеко от того места, которое Господь предуготовил нам — за пределами рая. Когда Адам был в раю, то и в душе Адама был рай.

Господь даровал ему удивительные способности — он нарекал имена животным как властитель всего видимого мира. Мы знаем, что когда рождается младенец, то священник с родителями нарекают ему имя, избирая небесного покровителя и усыновляя человека Богу. Когда человек принимает монашество, то ему меняют имя в знак того, что он уже не прежний, но новый человек, который должен жить по воле и в послушании Богу. Адам имел возможность нарекать имена животным, тем самым показывая дарованную ему Господом власть.

В сердце Адама также было блаженство, ведь он слышал Бога, ощущал Его присутствие. Это то, чего так не хватает нам — чувствительности к присутствию Божьему в жизни. Мы не чувствуем, что Бог рядом с нами. Иначе было у Адама, который беседовал с Богом, находился в молитвенном общении с Творцом.

Для того, чтобы Адам совершенствовался в любви и послушании, Господь дал ему лишь одну запретительную заповедь. Все заповеди делятся на запретительные и повелительные. Так, заповедь «чти отца и мать» — повелительная, а «не прелюбодействуй» — запретительная. Господь даёт Адаму повелительную заповедь — возделывать рай, землю — и запретительную — не вкушать плодов от древа познания. Запрет был установлен не потому, что это дерево было ядовитым или опасным для жизни, но дабы воспитывать Адама в любви, послушании и преданности Богу. И мы детям своим говорим «не ешь конфету», — не потому, что нам жалко или конфеты ядовитые, а потому что хотим, чтобы наши дети сохранили здоровье и возрастали в любви и послушании.

Мы знаем историю грехопадения из первых глав книги Бытия (Быт. 2-3). Как я уже сказал, Адам был удивительным творением Божьим, обладающим удивительными способностями. Но в доисторическое время, до начала человеческой истории, произошла метафизическая катастрофа: часть ангельского мира, свободная в своём проявлении любви, отпала от Бога и укоренилась во зле. Таким образом, возник духовный мир со знаком минус, возникли демоны, не желавшие быть послушными Богу.

Дьявол вошел в одно из животных в райских обителях — в змея, и обратился к женщине. Надо сказать, что само имя «Ева» («жизнь») возникло не в раю, а уже после грехопадения — так Адам назвал свою жену после рождения сына. Змей подкрадывается к женщине, как к более доверчивой, и задаёт ей лукавый вопрос: «Правда ли, что Господь запретил вам вкушать от плодов райских деревьев?» На это Ева отвечает: «Господь только от одного дерева запретил нам вкушать и прикасаться к нему». Здесь Ева совершает одну очень серьёзную ошибку, присоединив к словам Бога слово «не прикасаться». Господь этого не говорил, Господь велел только не вкушать.

Так бывает очень часто и в нашей жизни, в том числе, в отношении поста и молитвы, когда мы что-то своевольно добавляем. Святые отцы говорят, что нельзя ничего убавлять от Божественных слов и прибавлять к ним. И когда мы берём на себя что-то сверх меры, то не выдерживаем этой нагрузки и ломаемся — у нас не хватает ни физического, ни духовного здоровья, чтобы нести подвиг поста и молитвы.

Под воздействием слов змея Ева решила, что плоды на запретном древе красивы, вожделенны для пищи, и ей захотелось узнать, что же будет, если их попробовать. Святые отцы, основоположники христианской аскетики, говорят, что здесь действуют три аспекта: она увидела, что плод красив — это похоть плоти; она захотела попробовать это плод, познать его — это гордыня; когда поняла, что произошло нечто необратимое, что через нарушение заповеди она отошла от Бога как Источника жизни и стала смертной — и предложила мужу своему, Адаму, вкусить от этого плода.

Господь позвал Адама, как Он обращался к нему ежедневно: «Адам, где ты?» Спрашивает так не потому, что не знает, где человек — Бог знает, что произошло, и желает, чтобы Адам одумался и испросил прощения. И что же происходит? Адам не просит прощения у Бога, хотя уже понимает, что наг. По толкованию святых отцов, наготу чувствует человек, лишенный благодати Божией. И в нашей жизни так бывает, когда мы после понесённых трудов обретаем благодать Божью, а после совершенного греха ощущаем потерю. Адам чувствует утрату, но на вопрошание Бога, ел ли он плод запретного дерева, начинает оправдываться: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне есть». И тут же за самооправданием следует самооправдание: Ева говорит, что её соблазнил змей. Никто из них не упал на колени, моля о прощении — люди начали перекладывать вину друг на друга. Последовало единственное верное решение, которое принимает Господь. Неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16:10), и Господь изгоняет первых людей из райского сада.

Сегодня все слова богослужебных текстов напоминают нам об изгнании Адама: и сел Адам напротив рая, и плакал. Наверняка, в его мыслях мелькнуло, что это продлится недолго и завтра откроются райские двери, Господь простит и они войдут в то место, уготованное Им для людей. Но прошло много веков, тысячелетия — и внутри этой истории человечества находимся мы с вами. Сегодня Церковь предлагает нам понять изнутри, из собственного сердца, где конкретно нахожусь я в этой человеческой истории? Что должен сделать, чтобы вернуться в рай, на свою родину?

Великий пост, в который мы вступаем, называют семивёрстным мостом. Семь недель Великого поста — это тот мост, который соединяет нашу жизнь с Воскресшим Христом, проводит к Светлому Христову Воскресению. Это время необходимо провести с пользой для души, чтобы увидеть Христа и войти с Ним в теснейшую близость. Как сейчас мы слышали в Евангельском чтении, для этого нам необходимо простить тех, кто держит обиду на нас и на кого держим обиду мы.

Но нужно помнить, что бесполезнейшим занятием является испрашивание прощения у людей, которых мы не знаем и которые не знают нас. Не будем подвергаться этому искушению, пустословить и празднословить, испрашивая прощения у тех, с кем мы в жизни не соприкасались. Легко испросить прощение у всего мира, но очень тяжело — у того человека, который действительно обидел тебя или которого обидел ты.

Я призываю перед началом Великого поста поступить именно так: просить прощения у тех, с кем ты действительно соприкасался или даже бился лбом о лоб — у тёщи, у свекрови, у ближайших родственников, друзей или знакомых… Если мы не прощаем, то лишаемся благодати Божией. Слова молитвы Господней «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим» не должны быть просто словами. Важно помнить, какую великую награду Господь даёт тем, кто прощает своих должников. Тот, кто научится это делать, может с дерзновением сказать: «Господи, ты Сам обещал простить мне долги, если я прощу и оставлю долги своему ближнему». Будем помнить эти слова. Господь исполняет Свои обещания, лишь бы мы научились прощать и оставлять долги ближним нашим. Сейчас, за Божественной литургией, давайте осмыслим эти слова и с желанием простить отправимся в долгий путь Великого поста. Аминь.

Проповедь протоиерея Алексия Чубакова в Неделю о блудном сыне

4 февраля 2018 года, в Неделю о блудном сыне, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, настоятель Духосошественской церкви города Казани протоиерей Алексий Чубаков совершил в храме Божественную литургию и обратился к прихожанам со словом проповеди.


Картинки по запросу протоиерей алексей чубаков

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сейчас мы с вами слышали притчу о блудном сыне (Лк. 15:11-32), в которой Божественная премудрость изображает историю спасения человеческой души. Младший из двух сыновей пришел к отцу и попросил отдать ту часть имения, которая принадлежала ему по праву наследства. Получив то, что просил, юноша отправился в страну, которая находилась вдалеке от родины, от отчего дома.

Мы с вами одарены Богом, нашим Отцом, некими талантами, но пользоваться ими — очень сложная наука. Святые отцы называют блаженными тех, кто не имеет ярких талантов и способностей, потому что обладающий ими несёт большую ответственность. И чем крупнее твой талант, тем больше с тебя спросится…

Живя блудно, младший сын истратил всё свое имение, расточил данное ему отцом. Когда наступил в той стране голод, он был вынужден прилепиться к одному из жителей, который повелел ему пасти свиней. Что это за странный житель той далекой страны? По толкованию святых отцов, это диавол, а свиньи — грехи, которых держался блудный сын.

Вдали от Бога нормальной жизни быть не может. Сегодня от многих мы слышим, что необходимо возрождать моральные, нравственные ценности, — но без Бога, не упоминая Евангелие как основу нравственности. Такие люди выступают за целомудрие, милосердие, но без Христа, без христианских ценностей, без Евангелия, без Евхаристии. То есть, плоды Евангельские они получить хотят, не понимая, что без Бога невозможно достичь ничего Божьего. Ни чистоты, ни красоты, ни святости без Бога быть не может, потому что Он — источник всякого блага.

Человек, вынужденный пасти свиней на поле своего хозяина, не мог напитаться даже тем кормом, который давали свиньям, никто не позволял ему питаться вместе со свиньями. Надо понимать, что означали эти слова для тех, кто слушал Христа в этот момент. Свиньи для евреев — нечистые животные, а пасти их означало находиться в физической и духовной нечистоте. И Господь говорит, что, достигнув этого дна грехопадения, блудный сын начинает приходить в себя. Ему приходит в голову мысль вернуться к отцу, слуги и рабы которого питаются лучше, чем этот заблудший юноша.

Вообще, обращение к Богу начинается с мысли, которую дает нам Он Сам. Святитель Иоанн Златоуст в одной из своих молитв просит: «Дай мне мысль благую». Так человеческая душа обращается к Богу. И блудный сын приходит в себя, встаёт и идет. По дороге к отцу он сочиняет молитву: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

А что же отец? Он не забыл своего сына, он ждет его. Дмитрий Лихачев говорил, что притча о блудном сыне является матрицей всей русской литературы: тема возвращения домой, возвращения к Богу человеческой души является такой основой. И когда пришел этот оборванный, голодный, промотавший всё своё имение человек к отцу, тот выбегает ему навстречу. И когда сын начинает говорить то, что он хотел сказать: «отче! я согрешил против неба и пред тобою», — отец не даёт ему говорить дальше.

Здесь очень важная Евангельская мысль. Когда сын хочет попросить принять его в наемники, отец прерывает его. Наемники Богу не нужны, Богу нужны соработники. Священное Писание говорит, что мы дети Богу, а не наёмники, у Бога и так много служителей, мы нужны Ему как соработники в деле спасения.

Затем отец, обняв своего блудного сына, даёт ему новую одежду, новые сапоги и перстень на руку. Эти момент тоже символичны. Из книги Бытия мы знаем, как Господь сказал змею: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15). Змей — олицетворение греха, а сапоги — защита от него.

А что же такое одежда? Новая одежда — это благодать таинств, в которых мы нуждаемся и которые можем принимать от Церкви. Перстень же — символ сыновства, что человек тот не наемник и не раб в доме отца своего. То, что отец повелел слугам заклать упитанного тельца, чтобы все ели и веселились, опять же символично, это символ Божественной Евхаристии. Каждый раз, когда мы слышим из Евангелия, как Господь приглашает на трапезу, мы должны понимать это как призыв Божий принимать участие в Литургии. Мы не можем оставаться в стороне, не можем не причащаться Святых Христовых Таин…

А старший сын, брат заблудшего? Он приходит с поля и, услышав музыку в доме отца своего, спрашивает слугу, по какому случаю праздник? Узнав, что брат его вернулся, он подходит к отцу и говорит: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. Он не называет вернувшегося братом своим, потому что для него тот уже умер. В старшем брате Господь показывает еврейский богоизбранный народ, который всегда был с Богом, исполнял Его заветы. Здесь исторический момент: слова о ветхозаветным и новозаветном Израиле, Церкви Христовой, о нас с вами.

Но в старшем сыне каждый может узнать и себя. Часто бывает, что встретив в церкви новичка, мы осуждаем его, а тот человек радуется и ощущает благодать Божию. Может, это и есть то самое возвращение человеческой души к Богу? Господь говорит: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30:19). И сейчас, когда мы стоим на пороге Великого поста, то есть в начале дороги, ведущей к дому Отца, мы должны узнать себя в персонажах притчи о блудном сыне, должны понять, что дорога к Богу начинается с покаяния. Аминь.

Проповедь протоиерея Алексия Чубакова в Неделю о мытаре и фарисее

28 января 2018 года, в Неделю о мытаре и фарисее, настоятель Духосошественской церкви города Казани протоиерей Алексий Чубаков совершил в храме Божественную литургию и обратился к прихожанам со словом проповеди.


Картинки по запросу протоиерей алексей чубаков

Возлюбленные братья и сестры!

Сейчас мы слушали с вами притчу о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14). Эта притча читается на подготовительной неделе к Великому посту. В малых притчах Господа заключается великий смысл — иногда в одном лице представляется всё человечество. Давайте вспомним некоторые из них. В притче о милосердном самарянине человек, попавший в разбойники, олицетворяет человечество. В блудном сыне разве не узнают себя и свою сокровенную внутреннюю историю кающиеся христиане? Повествуя о потерянной драхме и заблудившейся овце, не потерявшиеся ли и вновь обретенные души имел в виду Господь? Люди описывают мир в тысячах сочинений, а Господь, создавший этот мир, рассказывает о нём в шести-семи предложениях.

Молившиеся в церкви фарисей и мытарь изображают всё человечество. Молитву нельзя оценить по внешним критериям, нельзя определить, что кто-то молился усердно или много. Молитва не измеряется количеством вычитанных текстов или временем, проведённом на коленях перед образом в храме. Как любовь нельзя измерить в килограммах, так и невозможен подсчёт молитвы. Молитву оценивает лишь Тот, Кому она приносится, только Он знает, сколько искренних слов было сказано, сколько слёз пролито, сколько тайн поднялось со дна сердца, более глубокого, чем мировой океан. Только Бог может оценить молитву и поэтому именно уста Христа, уста Слова, Которое было в начале (см. Ин. 1:1), произнесли притчу о двух молившихся людях.

То, что два человека зашли в церковь, напоминает нам и о двух братьях, принесших жертвы Богу — один от плодов земли, а второй от первородных стада своего. В 49-м псалме Господь обращается к нам такими словами: «Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои и призови меня в день скорби». Это значит, что жертвоприношения и молитвы подобны друг другу, и то, и другое — жертва. Но хвала и молитва, жертва уст и сердца дороже всесожжений. Поэтому мытаря и фарисея с одной стороны, и Каина и Авеля с другой можно сравнивать.

Из нашей недавней истории мы помним, что неверующий человек может убивать верующего только за то, что тот верует. Из более древней истории мы можем узнать, как иногда верующие люди поносили и подчиняли неверующих. Но оба брата, изображённые в Библии, были верующими. Не значит ли, что между ними должны быть мир и согласие? Отчего первое в мире кровопролитие совершилось из-за конфликта между верующими людьми, к тому же братьями? Оказывается, что мир болен глубже и сильнее, чем нам кажется, и вера, которая должна примирять и соединять, для испорченного человека может стать причиной соперничества, зависти и желания возвыситься над ближним. И горе нам, потому что человечество смертельно больно, а мы являемся его частью.

Каин убил Авеля, фарисей же мытаря не убивал. Разница между ними на первый взгляд очень большая. Но прежде чем убить, Каин о чём-то думал: поникло лице его (Быт. 4:5) и Бог увидел, что происходит в сердце первенца Адамова. Он предостерегал Каина, но грех в сердце победил и убийство было совершено. Убийству предшествовала внутренняя работа — это мысли, совет злого сердца — то, что думал, в чем себя убеждал и чем себя оправдывал Каин. Может быть, он говорил себе, что он первенец и его жертва Богу должна быть более важной. Может, упрекал Бога в лицеприятии. Возможно, что множество иных мыслей нашёптывал искуситель Каину, как некогда Еве у запретного дерева. Так или иначе, Каин согласился убить, он решил, что Авель достоин смерти, а сам он достоин восстановить «нарушенную» по его мнению справедливость. Прежде смертельного удара братоубийство в душе Каина приобрело внутреннюю самость.

Фарисей мытаря не убил. Но в течение своей жизни фарисей приобрел такое мировоззрение, в котором люди подобные мытарю занимали последнее место. Фарисей не пачкал рук кровью, но считал мир недостойным себя. Вспомним слова, которыми он молился: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи! И, увидев мытаря, он добавил: или как этот мытарь. Если мытаря захотят убить на глазах фарисея, вступится ли фарисей за него, возвысит ли голос в защиту? Никогда он этого не сделает, потому что считает мытаря достойным смерти и искренне удивляется Божественному долготерпению. Увидев кровь мытаря, он сочтёт, что присутствует при акте свершившейся божественной справедливости и вознесёт благодарственную молитву.

Возникает вопрос: так лучше ли фарисей Каина? Религиозная рознь — самая долговечная, религиозная гордость — самая мерзкая. Больны ли мы этим недугом в открытой форме или просто носим в себе эти вирусы? Надо честно ответить: и носим вирусы, и болеем. Для нас люди поделены на условные категории. Некоторых мы даже за людей не считаем, за некоторыми признаем человеческое достоинство, но руку им не протягиваем. И так со всеми. Язва эта глубока, она всеобщая, и только Христос — единственный врач человеческого сердца — может нас от этой болезни избавить.

А что же мытарь? В притче он оттеняет безумие фарисея. Мытарь — победитель греха уныния. Он знает, что грешен, и всё вокруг напоминает ему об этом. Емцу было бы легче всего пуститься во все тяжкие и не являться пред лицом Божьим с опущенной головой. Это угрожает людям, которые много и последовательно грешили. Святитель Николай Сербский пишет о своей встрече с престарелым человеком, который был грешником. И он говорил, что если вначале грешил из любопытства, то потом стал грешить из-за презрения к самому себе. Когда человек отчаялся исправиться, он грешит особо тяжко. Но мытарь сохранил веру, он смог с покаянной молитвой переступить порог церкви. Как победитель уныния и как делатель покаяния мытарь велик, и Бог принимает его молитву.

Фарисей похож на Каина, но мытарь вовсе не похож на Авеля, потому что Авель — это прообраз Христа. Это Христос — невинная жертва и пастырь овец, Он и будет убит новым Каином, то есть людьми, гордящимися своим первородством. Эти люди с презрением назовут Христа «любителем поесть и выпить», «другом мытарей и грешников». Мы помним, как задавали вопрос Его ученикам: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками (Мф. 9:11)?

Ошибочно думать, что все мы такие каины. Далеко не все. Сам Христос о людях, не слушающих Церковь, говорил: да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:17). Но Сын Божий пришёл именно спасти — тех и других, мытарей и фарисеев. Молитвы того и другого Он выслушивает и даёт им единственно правильную оценку. Слыша как горделивые речи, так и покаянные вздохи, Господь предлагает нам эту притчу — в особенности же тем, кто уверен в своей праведности и потому уничижает других.

Мне не кажется, что я считаю себя праведником, но видимо мне это только кажется. На самом деле я болен этой болезнью. Когда Христос на Тайной Вечере сказал, что один из апостолов предаст Его, то ученики спрашивали: «Не я ли, Господи (см. Мф. 26:21-22)?» Они не верили себе и знали, что могут в критические моменты оказаться кем угодно, даже предателями. Вот и нам не нужно верить себе, но принять эту притчу как обращенную к нам лично. Ведь и мы часто уничижаем других, и мыслим о себе не так, как должно мыслить. Помажем же глаза (см. Ин. 9:6), чтобы увидеть себя и принять Евангельское лекарство, без которого душе нашей невозможно выздороветь. Аминь.

Проповедь протоиерея Алексия Чубакова в Неделю по Богоявлении

21 января 2018 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, настоятель Духосошественской церкви города Казани протоиерей Алексий Чубаков совершил в храме Божественную литургию и обратился к прихожанам со словом проповеди.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в воскресный день после праздника Богоявления, нашему вниманию было предложено Евангельское повествование, как крестившийся Христос после 40-дневного поста в пустыне вернулся в свой город Назарет (Мф. 4:12-17). В Назарете Он услышал, что Иоанн Креститель взят под стражу царём Иродом. Тогда Господь вместе со Своей семьёй — с Пресвятой Богородицей — переселяется в город Капернаум на берегу Тивериадского озера или Геннисаретского, как оно называется в Священном Писании.

В этом Евангельском отрывке звучат слова пророка Исайи: народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. Мы с вами помним советское атеистическое время. Во время учебы в семинарии мне попалась листовка 60-х годов, в которой рассказывалось о крещенской воде. Учительница объясняла, что эта святыня есть не что иное как вода, которой погружённый серебряный крест «передал ионы серебра», и такая вода долгое время не портится, потому что её «сохраняют» эти ионы. Вспоминается и задача, которая в то время ходила в церковных кругах: «Назовите количество ионов серебра, которые содержатся в литре крещенской воды, при условии, что освящение происходило на реке, скорость течения 5 км/ч, а крест, который погружает батюшка в воду, деревянный».

Не ионами серебра сохраняется вода, а силой Святого Духа. Почему слова пророка Исайи о людях, сидящих во тьме, вспоминаются сегодня? Вопрос, который чаще всего слышат священники в эти дни, следующий: «Батюшка, чем отличается вода крещенская от богоявленской?» И если скажешь человеку, что разницы никакой нет, что Крещение и Богоявление — названия одного и того же праздника, что в Крещенский сочельник и в праздник Богоявления вода освящается одним и тем же чином, — просто в силу того, что церковный день начинается с вечера, — не хотят тебе верить, ищут разницу между водами. 30 лет прошло, как у нас появилась возможность свободно ходить в храм, читать Святых Отцов, посещать образовательные православные курсы. Есть православные сайты со многим полезным для ума и сердца. Но мы остаёмся людьми, сидящими во тьме.

Люди, которые приходили к Иоанну Крестителю на берег Иордана, спрашивали его, что им делать. И слышали ответ пророка Божьего: «Покайтесь». Покаяние — это не посыпание главы пеплом, не биение себя в грудь, а изменение самого себя. Само слово «покаяние», «метанойя» по-гречески, означает «изменение ума», то есть изменение образа мыслей, а соответственно и образа жизни. Поэтому нам не достаточно просто радоваться тому, что мы принадлежим к великой православной культуре — надо сделать что-то с собой, изменить себя, свой ум и сердце, саму свою жизнь. И, может быть, тогда мы услышим призыв пророка Иоанна, начнём понимать, что крещенская вода — это икона жизни вечной. Если мы будем благоговейно прикасаться к этой святыне, если будем стремиться к стяжанию благодати Святого Духа, то станем причастниками жизни вечной.

Всех вас, возлюбленные, поздравляю с воскресным днём! И дай Бог нам из народа, сидящего во тьме, превратиться в тех, кто увидел свет великий. Аминь.

Проповедь протоиерея Алексия Чубакова в праздник Рождества Христова

«Вспоминая о том, как Он родился в убогой пещере, как был повит Своей Матерью, как был согреваем дыханием волов, помолимся, чтобы Господь не оставил нас и наших ближних, которые, может быть, до сих пор не познали Христа».

Проповедь протоиерея Алексия Чубакова в Неделю 29-ю по Пятидесятнице

24 декабря 2017 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец, настоятель Духосошественской церкви города Казани протоиерей Алексий Чубаков совершил в храме Божественную литургию. По завершении богослужения настоятель обратился к прихожанам со словом проповеди.


 

Возлюбленные о Господе братья с сестры!

Если мы посмотрим на историю празднования новолетия, то увидим, что новолетие в истории как мировой, так и отечественной праздновалось в разные времена года. Древний Израиль праздновал начало нового года в марте в связи с тем, что в сознании ветхозаветного человека с весенним оживлением природы связывалась история сотворения мира. Позже Новый год стали праздновать в сентябре. В Древнем Риме это была дата, связанная со сбором налогов, с подведением определённых итогов финансового года. В нашем государстве до 18 века праздновалось новолетие 1 сентября. И сейчас в Церкви 1 сентября — индикт, начало года. 1 сентября мы ведем детей в школу — это тоже некое начало нового отрезка времени.

Ныне мы празднуем Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Это традиция принесена к нам из Европы Петром I. В 1700 году им было установлено праздновать Новый год 1 января. С запада к нам пришел обычай украшать ёлку. Придавая этому христианское осмысление, мы считаем, что это вечнозелёное дерево символизирует райское Древо жизни.

Ничего нет плохого в этих традициях, и каждый человек празднует Новый год не раз в течение всей своей жизни. День рождения человека — тоже новый год, потому что начинается новый отрезок жизни. Думаю, что искреннее и чистосердечное покаяние, исповедь — тоже начало нового этапа жизни человека. В вечерней молитве мы читаем: Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. Начало каждого нового отрезка жизни мы должны связывать с молитвой Господу, чтобы Он благословил нас.

В нашем храме есть традиция служить Литургию в ночь с 31 декабря на 1 января. Ровно в полночь звучит возглас Благословенно Царство... На мой взгляд, это хорошая альтернатива праздничному столу для людей, которые хотят начать новолетие с молитвы и поблагодарить Господа за год прошедший. Потом, наверное, можно побыть и с родственниками, поздравить их с Новым годом, новым этапом в их жизни. И необязательно в эти дни нарушать установленный Рождественский пост, тем более, что его последняя неделя — особо строгая, когда мы уже и рыбу не вкушаем.

Конечно, надо подходить разумно к этим праздникам, как я сегодня уже говорил. Мы очень много уделяем внимания житейской суете и мало времени задумываемся о том, что человек создан для неба. Порой новогодние праздники проходят разгульно, а ведь впереди самое главное событие — Рождество. Будем помнить, что праздник связан непосредственно с Новым годом, который исчисляется от Рождества Христова.

Надо правильно расставлять приоритеты в своей жизни. Господь не запрещает нам делиться радостью со своими близкими, но делать это мы должны, не забывая о самом главном. Будем внимательны и осторожны, будем стремиться всем сердцем в воскресные дни в храмы, потому что в храме — та самая трапеза, о которой читалось в сегодняшнем Евангельском отрывке.

Замечаю, что к концу службы народу прибавляется, а когда звучит Евангельское чтение, храм ещё не наполнен. Это значит, что многие опаздывают. Давайте вспомним притчу о том, как жених запаздывал и девы, подруги невесты, ждали его (Мф. 25:1-12). Как мы знаем, пять из них были мудрыми, а пять — юродивыми. Мудрые, идя встречать жениха, взяли с собой запас елея. А у юродивых масло кончилось, они побежали за ним и опоздали на праздничный пир. По благочестивому преданию, Второе Пришествие Христово совершится именно в воскресный день, когда люди будут собраны за Божественной литургией, за той самой трапезой, к которой приглашает Господь. И будет очень обидно и печально, если мы не соберёмся в воскресный день в храм, опоздаем к нужному моменту. Поэтому, дорогие, не опаздывайте на службы и всем сердцем стремитесь в храм Божий в воскресный день. Аминь.

Протоиерей Алексей Чубаков: "Наше будущее зависит от нас, от чистоты нашей жизни"

17 декабря 2017 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, день памяти вмц. Варвары, настоятель Духосошественской церкви города Казани протоиерей Алексий Чубаков совершил в храме Божественную литургию. По завершении богослужения пастырь обратился к прихожанам со словом проповеди.

Предстоящие события

Слово настоятеля

«Само Его Воскресение, которое мы светло празднуем в эти дни, — не подведение итогов жизни, но её начало — со Христом и в Нём, Который и есть воскресение и жизнь (Ин. 11:25). Ощутить это и поделиться этим — наша глубокая радость, наш долг по отношению к Спасителю и наш дар миру».

Пасхальное поздравление протоиерея Алексея

Православный календарь

Навигация...