Храм Сошествия Святаго Духа

Крещение Господне и Богоявление: два события в одном

Праздник Крещения Господня установлен как воспоминание евангельского события (Мф. 3:13-17, Лк. 3:31-22) о том, как Христос пришел на берег реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи.


 

Иоанн Предтеча

Картинки по запросу

Поэтому история Крещения и Богоявления начинается с выхода Иоанна Предтечи, который по материнской линии был родственником Господа (в родстве были Дева Мария и мать пророка — Елизавета), на служение.

До своего явления людям пророк Иоанн подвизался в пустыне, где вел строгий образ жизни – носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, не пил вина, питался только диким медом и акридами (родом крупной саранчи, которую традиционно считают пищей аскетов). Когда ему исполнилось тридцать лет, Иоанн вышел на проповедь, в которой призывал народ Израиля раскаяться в своих грехах (прежде всего в идолопоклонстве) и креститься в знак покаяния в водах реки Иордан. Однако главное, к чему он призывал людей, – быть готовыми к приходу обещанного Богом Мессии. Таким образом, служение пророка Иоанна было приуготовлением к служению Господа Иисуса Христа – именно поэтому его называют Предтечей Господа.

Как сообщает нам Священное Писание, в тот момент, когда Иоанн крестил людей в Иордане, туда пришел и Господь. Евангелие от Иоанна называет место, где это случилось, Вифаварой (Ин. 1, 28). Видя Спасителя, Который пришел на реку, Иоанн Предтеча сказал бывшим при нем людям: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1, 29). Этими словами он пророчествовал об истинном предназначении Иисуса Христа – пострадать за грехи мира,  а также указал на Его Божественную природу и скорое спасение людей.

Зачем крестился Иисус Христос?

Картинки по запросу крещение господне

Христос пришел к Иордану для того, чтобы так же, как и остальные приходившие, креститься от руки пророка. Для чего же было необходимо креститься Господу, Который был воплощенным Богом и не имел на Себе греха? Ведь этому желанию Иисуса Христа удивился и сам Иоанн Предтеча, который спросил Его: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14). На это Спаситель ответил следующее: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). В этих словах Христа можно выделить несколько важных моментов:

во-первых, Иисус Христос, как рожденный в среде народа избранного, должен был исполнить весь закон, данный людям от Бога, то есть реализовать в Себе весь Ветхий Завет; в более широком смысле – просто следовать воле Божьей.

во-вторых, не имея ни одного греха, Господь берет на себя все грехи мира, тем самым делая Крещение началом Своего искупительного крестного пути.

в-третьих, Крещение в Иордане стало знаком того, что спасение человека и Царство Небесное, которое предвозвещали ветхозаветные пророки, уже приблизилось. Теперь свой шаг навстречу должны были сделать сами люди.

После ответа Господа Иоанн крестил Его в водах Иордана через омовение и возложение рук. В древнем Израиле омовение в проточной воде было знаком очищения от совершенного греха, отрицанием греха, обещанием начать новую жизнь. Именно поэтому таким способом крестил людей и пророк Иоанн.

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»

Похожее изображение

В тот момент, когда Христос помолился и стал выходить из воды, произошло чудесное событие – в видимых и доступных для понимания образах людям явилась вся Пресвятая Троица: Бог Отец в виде голоса из отверзшихся небес, Бог Дух Святой в виде голубя, а Бог Сын уже был явлен в личности Иисуса Христа.

Голос Бога Отца возвестил исполнение ветхозаветного обета о приходе в мир Мессии: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Этих слов весь мир ждал с момента исхода первых людей – Адама и Евы – из рая. Они означали, что Тот, Кто был обещан Богом, уже явился в мир и теперь выходил на Свое служение.

Неслучаен был и образ голубя, в котором на Иисуса Христа сошел Бог Дух Святой. Возможно, это было связано с тем, что со времен праведного Ноя голубь был символом примирения, в частности, Бога и человека. Таким образом, это был видимый знак того, что отныне Бог окончательно примирился с человечеством и наступило время возвращения людей к своему Творцу.

Журнал Фома


Теги:

Контакты

Храм Сошествия Святого Духа

+7 (843) 236-08-14


Православная гимназия имени святителя Гурия Казанского

+7 (843) 236-70-84

Информация

Слово настоятеля

Протоиерей Алексей Чубаков: «Давайте искать Бога, пока Его много»

«Когда человек оказывается на больничной койке, в хосписе, он начинает молиться. Когда он ощущает дыхание врага в затылок, когда находится на поле брани - в эти моменты жизненных трагедий, ему кажется, что Господь оставил его, что Бога мало...Давайте искать Бога, пока Его много».

Подробнее...

Блог православного гимназиста

Анастасия Павловская: «Желаю всем, кто верит в чудо, попасть в волшебную сказку»

Павловская Анастасия, 5 класс

Зима - это ожидание чуда, предвкушение сказочной красоты и главного праздника зимы Рождества. Это время дарить друг другу подарки. Каждый из нас любит получать их, но гораздо приятнее делать сюрпризы и маленькие чудеса...

Подробнее...

Православный календарь

15 декабря 2017 г. ( 2 декабря ст.ст.), пятница.
Пророк Аввакум
Седмица 28-я по Пятидесятнице.
Монастырский устав: горячая пища без масла.
Прор. Аввакума (икона). Мц. Миропии. Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила. Прп. Исе (икона) (Иессея), еп. Цилканского (Груз.). Прп. Афанасия (икона), затворника Печерского, в Ближних пещерах и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Св. Стефана (икона) Уроша, царя Сербского. Сщмч. Матфея пресвитера. Сщмч. Димитрия пресвитера и прп. Веры исповедницы . Сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского. Сщмчч. Иоанна, Константина, Николая, Сергия, Владимира, Иоанна, Феодора, Николая, Николая, Павла, Сергия пресвитов, прмч. Данакта, Космы прмцц. Маргариты, Февронии, Тамары, Антонины и Марии, мц. Матроны. Прмц. Марии. Мч. Бориса.
Навигация...