Вот и прошел Великий Пост, а следом за ним пролетела, как одно прекрасное мгновение, и Светлая седмица. Оба эти периода церковной жизни схожи тем, что в это время в храм приходит гораз до больше людей, чем обычно. В Пост, а особенно в последнюю его неделю, в храм приходят те «записные православные», которые обычно делают это раз в год. Все-таки совесть подсказывает, что хотя бы и редко, но надо бы причаститься и исповедоваться.
На Светлой состав уже другой – это уже в большинстве своем прихожане, а не «захожане». Эти люди пришли для того, чтобы поучаствовать в Таинстве Евхари стии, принять участие в крестном ходе и порадоваться Светлому Христову Воскресению. Потом Радоница (девятый день после Пасхи) с ее наплывом людей с записками и …все. Начинается тишина. Своего рода «духовный штиль». Людей в храме почти нет, количество причастников резко уменьшается. И это затишье продолжается где-то до Троицы…
В чем причина? Куда пропадают люди? Все очень просто. Начинается дачный сезон, и многие прихожане уезжают на дачи, в деревни и просто отдыхать. Вот об этом феномене «сезонного Православия» и предлагаю сегодня поговорить.
Две категории
И тут уместно разделить дачников на две категории. Первая - это те, кто уезжают на дачу или в деревню, но продолжают ходить в какой-то храм поблизости. Есть многие сельские храмы, в которых летом кипит жизнь, а зимой полная тишина и никого нет. Тут нет ничего плохого. Ведь человек не прекращает свою религиозную и, что очень важно, литургическую жизнь.
К этим же людям можно отнести и тех, кто живет целые сезоны на даче, но не имеет физического здоровья для того, чтобы куда-то ездить. Таких людей достаточно много. Родственники увозят их на дачу, и там они на свежем воздухе живут, работают. Многие из них регулярно читают утренние и вечерние молитвы, жития святых и в целом ведут христианский образ жизни. Но я не про них. Я про тех, кто имеет и силы, и здоровье.
Эти люди образуют вторую категорию. Категорию тех, кто уходит в аграрную жизнь, что называется, «с головой». Они не ходят ни в какой храм и ждут окончания аграрных работ для того, чтобы вновь вернуться в свой городской храм. При этом все остальное время многие из них являются ревностными прихожанами, строго соблюдают посты и регулярно ходят в храм.
И тут позволю себе привести простую аналогию. Представьте себе солдата, кото рый дает присягу. Присяга – вещь серьезная, она дается на всю жизнь. А теперь представьте себе солдата, который дает присягу с исключениями. Вот с мая по сентябрь я не служу Родине. Все остальное время - пожалуйста, готов. Причем готов служить со всей серьезностью, даже готов подвиги совершать. Но с мая по сентябрь никак. Понятно, что такой солдат может существовать только в нашей фантазии. Ну, или быть аналогией дачника, который забывает про храм на несколько месяцев подряд. «Никакой воин не связы вает себя делами житейскими, чтобы уго дить военачальнику» (2 Тим. 2:4) –говорит об этом Священное Писание.
Три «НО»
Представителям этой второй категории хотелось бы напомнить несколько важных вещей.
Во-первых, христианство немыслимо без Евхаристии, без Причащения Святых Христовых Тайн. А для этого необходимо участие в богослужении. Человек, который ради дачных забот отказывается от участия в главном Таинстве Церкви, на мой взгляд, прекрасно характеризуется словами из Апокалипсиса: «ты тепл, а не горяч и не холоден» (Откр. 3:16). О регулярном участии в Евхаристии говорят и канонические правила, предполагающие даже отлучение человека, не приступающего к Святой Чаше без уважительной причины продолжительное время.
Во-вторых, «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела» (Втор.5:13-14). Понятно, что для христиан самый главный день – это воскресение, и оно должно быть посвящено Богу. Поэтому в огром ном количестве дачных дел нужно уметь «сделать паузу» и посвятить хотя бы один день Богу.
И, в-третьих. Далеко? Трудно? Да, бывает так, что далеко ехать до храма. Но, вместе с тем, надо помнить, что никто и не обещал, что будет легко. Апостолы три года ходили за Спасителем, пережили многое в этой непростой «дорожной жизни». Вспомним слова Петра: «вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (Мф. 19:27). А что Господь говорит им в ответ? «Всякий, кто оставит дом или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит в сто крат» (Мф. 19:29).
И еще одна прекрасная мысль из Но вого Завета: «Царство Небесное силою бе рется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). То есть христианину всегда нужно прилагать усилия. Ничего в этом мире, а уж тем более в мире духовном, не дается просто так. Для всего нужны усилия.
Ответ критикам
И сразу отвечу критикам. Всем тем, кто хочет сказать: «Легко ему рассуждать, а нам нужна картошка, морковка, лук, чеснок, продукты и т.д.». Все это нужно каждому человеку. Если есть такая возможность все это вырастить на даче и таким способом хотя бы немного сэкономить семейный бюджет, то это замечательно. Просто очень важно правильно расстав лять приоритеты. Вспомните евангельское «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21), и тогда все станет на свои места.
Христос Воскресе!