14 сентября (1 сентября по старому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие или начало церковного года, начало индикта.Что это за праздник рассказывает нам диакон Артемий Лушкин, клирик Духосошественского храма.
В этот день Святая Церковь вступает в очередной годичный круг священных событий, в богослужебный круг главных, т.н. «двунадесятых» праздников. Уже в восьмой день нового церковного года (21 сентября) Церковь празднует Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот радостный и светлый для всего человечества день на рубеже Ветхого и Нового Заветов родилась Дева Мария, предызбранная от века Промыслом Божиим послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Господа нашего Иисуса Христа. Неудивительно, что именно праздником в честь Рождества Царицы Небесной начинается новый богослужебный год, а заканчивается он после праздника Ея Успения. Так нить Материнской любви Богоматери пронизывает весь церковный год. Во временных границах, обозначенных двумя этими событиями, протекает год жизни православного христианина, который должен быть наполнен для него глубоким духовным содержанием и смыслом.
Итак, путь длиною в год Церковь, как особыми вехами, обозначает малыми и большими праздниками, главные из которых: Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), Покров Пресвятой Богородицы (14 октября), Введение Богородицы во храм (4 декабря), Рождество Христово (7 января), Обрезание Господе (14 января), Крещение Господне (19 января), Сретение Господне (15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение), Пасха Христова, Вознесение Господне, Пятидесятница (День Святой Троицы), Рождество пророка Иоанна Крестителя (7 июля), память апостолов Петра и Павла (12 июля), Преображение Господне (19 августа), Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Кроме того, временем особого телесного и молитвенного делания являются периоды Рождественского, Великого, Петрова и Успенского постов.
Церковное новолетие, по сравнению с другими Господскими праздниками, такими, как Рождество, Преображение и др., даже для многих церковных людей является почти незаметным праздничным днем. К сожалению, не каждый и ответит на вопрос: когда празднуется начало индикта и почему этот день от так назван?
Если заглянуть в историю этого праздника, мы увидим, что в Римской империи начало индикта было началом финансового года. Сам индикт – одна пятнадцатая часть индиктиона – 15-летнего цикла системы налогообложения, который утвердился при равноапостольном императоре Константине Великом (306–337). Официальное византийское счисление по индиктионам начиналось с 1 сентября 312 года. В Христианской Церкви календарное счисление по индиктам было введено в царствование благоверного императора Юстиниана Великого (527–565).
С принятием христианства Русь стала придерживаться византийского летоисчисления от Сотворения мира (условно: 5508 год до Р.Х.) по индиктионам. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта – так исчисляли начало года все древнерусские летописцы. Только в 1492 году (в 7000 году от Сотворения мира) произошло слияние гражданского и церковного новолетия – началом года официально стало 1 сентября, которое два века отмечалось как церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба – «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читались Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника вся процессия шла в храм для совершения новогодней Божественной литургии.
В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рождества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. Однако в современном гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в сфере образования, поскольку в старину учебный год в церковных школах начинался с церковного новолетия – 1 сентября, и эта традиция распространилась на все учебные заведения.
Основным смыслом богослужения в праздник церковного новолетия является воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос прочел пророчество Исаии (Ис. 61: 1–2): «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное», и добавил: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4: 16–22).
Святые учат нас, что каждый день, каждый год своей жизни человек должен жить как последний, за которым его ждет строгий и нелицеприятный суд Божий. Потому и наступивший год, как и любой другой, надо использовать с духовной пользой, больше заботясь о своей душе, ища «прежде Царства Божия и правды Его», веруя словам Христа, что тогда все остальное приложится нам (Мф. 6: 33). Поэтому и в песнопениях праздника говорится, что Господь в мир пришел, ища «удобрити создание» Свое, «завещав уставы и лета во спасение наше». Прославляя и благодаря Христа в праздничных песнопениях за Его жертвенный подвиг ради спасения человечества, Церковь «приносит», то есть посвящает, новый церковный год Творцу мира, Который «нам, мудростию времена и лета положил». «Начало лета» (то есть года) мы посвящаем Начальнику нашего спасения Христу. Это значит, что мы, верующие христиане, даем обещание посвятить весь наступающий год Богу – служить Ему, а не своим греховным желаниям. И это служение Благу, Добру должно направить нас на борьбу со грехом в себе и вокруг нас, к возрастанию в добродетелях, как сказано в 33-м псалме: «уклонись от зла и сотвори благо». Потому Церковь просит за богослужением сподобить нас «житие начати благоугодно Тебе, Владыко, с летным начинанием», «сподобить начавшим лето … и скончати благоугодно», чтобы «многокружное лето» сие Господь благословил «благоплодием», увенчал «благословеньми», чтобы нашим воздаянием за понесенные труды, за наше служение Добру стало познание Бога – Истинного Блага – и наше «преложение (то есть изменение) к лучшим, мирное устроение», чтобы нам «славити вседетельную Его благость».
В заключение заметим, что для православных христиан Казани день церковного новолетия ознаменован также празднованием в честь Всеблаженной иконы Пресвятой Богородицы – списка древней чудотворной иконы Богоматери-Паммакаристы (в переводе с греческого – «Всеблаженной»), хранящейся в кафедральном соборе Константинопольского Патриархата в Царьграде (современный Стамбул). Этот образ был прислан в дар и утешение православной Казани Святейшим Вселенским патриархом Иоакимом III после кощунственного похищения в 1904 году главной святыни Казанского края – чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Таким образом, прославление Творца всяческих Бога за Его благодеяния в прошлом и наступающем году соединяется в богослужении 14 сентября с прославлением Царицы Небесной и упованием на Ея молитвенное предстательство за род христианский.
Использованы материалы с сайта: Православие. RU