Один из деликатных вопросов, который интересует многих, кто твёрдо решил встать на путь очищения и соблюдать посты. Как вести себя, если вы приглашены в гости к людям неверующим, которые в постные дни едят скоромное? Отказаться от угощения – значит, обидеть хозяйку, поддаться на уговоры и отпробовать мясного – обидеть Всевышнего. Святые отцы говорят по этому поводу следующее. Прежде всего, не кичитесь своей религиозностью, не упрекайте других, что они такие грешные, неверующие и т.д. Соблюдать или не соблюдать пост – дело личное, и никто не вправе осудить ближнего за неприятие постничества. Возможно, он сам со временем придёт к необходимости ощутить сладость воздержания.
В гостях у тех, кто не постится и другие деликатные вопросы.
- 4520
Прояснить вопрос о том, как вести себя в такие дни в гостях, помогут два рассказа. Святитель Тихон жил в задонском монастыре и неукоснительно соблюдал посты. Однажды он навестил своего хорошего знакомого, монаха-схимника Митрофана. Но он был не единственным гостем: за столом у Митрофана сидел некий Косма Студеникин, благочестивый елецкий прихожанин. На стол была подана рыбная уха и заливное. Поскольку есть больше было нечего, а день был постный, монах упал Тихону в ноги и стал умолять его о прощении. Однако святитель не только не разгневался, но и съел две ложки ухи со словами: «Наша дружба и взаимное уважение – превыше поста».
…Митрополит московский Филарет навестил друзей, которые вкушали скоромное, хотя день был постный. Нисколько не раздосадованный, митрополит разделил с ними трапезу.
То есть мы видим, что Церковь в некоторых случаях довольно снисходительно и милосердно относится к «вынужденным» нарушениям поста. И любому постящемуся, очевидно, следует, согласно заветам святых отцов, откушать немного «неподобающая» снеди, дабы проявить толику снисхождения и не утратить любовь и уважение окружающих.
Режим соблюдения постов
Во время поста Церковь запрещает мясо и молоко, разрешена рыба, и то лишь в некоторые дни. Если же пост строгий, то нельзя принимать пищу, приготовленную на огне и с использованием растительного масла – такое питание называется сухоядением. Оно включает в себя хлеб, воду, фрукты и овощи, компоты. Кроме того, существуют особые периоды, когда нельзя вкушать вообще никакую пищу.
Ну а в целом режим соблюдения постов таков:
- Полное воздержание от пищи, но иногда можно пить воду.
- Сыроядение – пища готовится без применения огня.
- Сухоядение (с «ядением сварения») – пища без использования растительного масла (по-церковному говоря, елея). Пищу можно подвергать кулинарной обработке.
- «Ядение сварения с елеем». Используется постное масло в натуральном виде для приготовления блюд из растительных продуктов.
- Употребление рыбы – как отдельно, так и в сочетании с овощами и постным маслом.
Христианство считает рыбу и морепродукты постной пищей, а к скоромной, помимо мяса, относятся животные жиры, яйца и молочные продукты. Любая растительная пища считается постной.
Испокон веку в монастырях бытовала традиция перед каждым вкушением пищи и после него молиться, а во время совместной трапезы насыщать и душу чтением заветов святых и церковных поучений. Многие современные верующие если уж и не читают за едой священные тексты, то осеняют рот крестом и молятся, благодаря Господа за то, что дал им пищу и прося здоровья. Ну а о том, что во время поста следует читать молитвы независимо от приёма пищи, многим известно.
Соблюдая пост, стоит принять во внимание, что следует не только изменить состав рациона, но и принимать пищу значительно реже, нежели это принято в обычное время. И самый лучший вариант – после полудня, а то и вовсе после захода солнца. Разумеется, если вы работаете в ночную смену, данное правило может быть нарушено без какого-либо порицания со стороны Церкви. Не совсем, мягко скажем, желательно веселиться за постным столом, рассказывать анекдоты, вести праздные беседы и спешить с принятием пищи.
Как поступить со сэкономленными средствами
Церковь рекомендует средства, сэкономленные от неприятия дорогостоящего мяса, потратить на благотворительные нужды. Некоторые православные откладывают их в специальную копилку, а затем в дни церковного праздника раздают нищим, и этот обычай уходит корнями в глубокую древность. Ведь недаром Господь сказал: «Кто подаёт нищему, тот подаёт мне». Почему бы нам, современным православным, не последовать этой традиции?
Тут уместны некоторые рекомендации. Подавать милостыню надо правой рукой, стараясь не коснуться руки нищего. При этом про себя или тихонько вслух рекомендуется проговорить: «Да не оскудеет рука дающего». Но если просящий пристально смотрит вам в глаза, и при этом, не просит, а требует, лучше просто сказать ему: «Господь подаст больше». Хорошим тоном в этом благочестивом деле считается и не просто подавание денег, но и продуктов, соответствующих времени года.
А как быть, если вы видите перед собой запойного пьяницу, который просит даже и не на хлеб-пропитание, а на очередную дозу спиртного? Подавать и тем самым ухудшить его здоровье? Или же отвернуться от этого убогого, отказав ему в милости? Христос учит, что, отказав такой заблудшей душе, мы сподвигаем пьяницу на другой грех – воровство. Так что – смотрите сами…
Выход из поста
Если вы правильно соблюдаете посты, выходить из них нужно постепенно. Например, при долговременном отказе от мяса и прочего скоромного, на другой день нежелательно набрасываться на все «запретные» продукты сразу и потреблять их в неумеренном количестве. Разговляться нужно с осторожностью, дабы не нанести урон своему здоровью.
К сожалению, традиция обильно, с питьевыми и пищевыми излишествами праздновать после Великого поста Пасху ещё весьма живуча в нашем народе, и мало кто после такого застолья, сдобренного изрядной порцией спиртного, чувствует себя хорошо. Кассиана Римлянин отметил: «Крайности как с той, так и с другой стороны одинаково вредны. Непотребно ни излишество поста, ни пресыщение чрева».
Источник: ПравПост