Дорогие друзья! Дорогие братия и сестры! Сегодня мы начинаем цикл бесед о Таинствах Церкви. Мы поговорим о том, что такое Таинства, где граница между Таинством и обрядом, а также дадим богословский и практический комментарий на каждое из семи Таинств Церкви. Итак, начинаем.
«Катехизис» святителя Филарета Московского так определяет понятие «Таинство»: «Таинство есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия». То есть, если очень сильно упростить, то Таинство – это особое священнодействие, которое дает Благодать человеку.
Всего Таинств в Церкви семь. «Таинств – семь: Крещение; Миропомазание; Причащение; Покаяние; Священство; Брак; Елеосвящение».
И вот тут мы сталкиваемся с первой богословской проблемой. Как разделить Таинство и священнодействие? В ранней Церкви Таинством считался монашеский постриг и коронация императора. И в самом деле, почему бы нет? Дается благодать в монашеском постриге? Дается. Меняется имя, происходит духовная смерть и духовное рождение. Почему же это не Таинство? А коронация императора? Совершается венчание на царство, император помазывается святым миром. Благословение его на правление и благо всему государству. Не Таинство? Почему же?
На самом деле, граница, отделяющая Таинство и все остальное, очень условна. Что говорит об этом Евангелие? Какие Таинства описаны в священной книге? Это Таинства Крещения и Евхаристии. Господь крестился во Иордане от Иоанна (Мф. 3:13-17), показав тем пример для всех Своих учеников. И также Сам Господь установил Евхаристию: «сие творите в Моё воспоминание» (Лк. 22:19).
Миропомазание с его «печатью Духа Святаго» напоминает нам о том, как Святой Дух сходил на людей в Древней Церкви:
«Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» (Деян. 8: 14-16).
Господь дает апостолам благодать прощать грехи, что было немыслимо с точки зрения Ветхого Завета. «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23). Это указание на Таинство Исповеди, то есть Покаяния.
Также в Писании говорится и о Таинстве Елеосвящения, то есть Соборовании. Господь посылает учеников на проповедь: «Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:12).
А апостол Иаков говорит в своем послании о Соборовании как уже о известном священнодействии: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).
Священство было известно со времен Ветхого Завета. Господь Иисус Христос установил Таинство Священства, а апостолы потом рукополагали епископов и священников по всем городам. «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14:23).
И, наконец, брак. Сам Господь был на браке в Кане Галилейской, освятив своим присутствием там их брачный союз (Ин. 2:1-11).
Но почему Таинств семь? Не пять и не восемь? Например, некоторые протестанты отвергают все Таинства кроме двух: Крещения и Евхаристии. Кстати, основываясь на тексте Евангелия. Точнее, на своей интерпретации текста.
Подход Православной Церкви другой. Как говорится в известной шутке, «в Библии не сказано про поезд, но он существует». Поэтому Церковь не проводит жестких параллелей и не заявляет, что вот это - Таинство, а вот это – нет. Таких жестких разделений быть не может. «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3:8), и хотя в современном богословии монашеский постриг не относится к понятию «Таинство», но это не ставит под сомнение благодатность этого священнодействия.
Лишь к XV веку под влиянием схоластики в богословии утвердилось мнение, что Таинств именно семь. Святые отцы Древней Церкви таких жестких разделений не проводили. Как писал отец Иоанн Мейендорф, «в патристическую эпоху не существовало даже специального термина для обозначения “таинств” как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в более широком и общем смысле “тайны спасения”, и только во втором вспомогательном смысле он
употреблялся для обозначения частных действий, дарующих спасение», то есть собственно Таинств».
Но мы, основываясь на многовековой традиции Православия, истории его богословской школы, все же утверждаем, что Таинств семь, признавая при этом всю условность данного разделения.
В следующий раз мы начнем разговор о Таинстве Крещения. Будем говорить о том, как оно совершается, какие существуют условия участия в нем и о многом другом.