Московский патриархат / Татарстанская митрополия / Казанская епархия

Храм сошествия
Святого духа

Карантин. Выводы

78

Великий Пост 2020 года – это время, совершенно особое и уникальное как для нашей Церкви, так и для всего российского общества в целом. В последние дни и недели Великого Поста начался карантин, постепенное снятие которого мы сейчас наблюдаем. Само слово «карантин» означает «время, из сорока дней состоящее» (итал. quaranta giorni — «сорок дней»). Удивительное совпадение, но «карантин» — это и есть «Четыредесятница», то есть Великий Пост. Впоследствии термин использовался в Венеции как обозначение того времени, которое экипажи кораблей из дальних стран должны были провести в порту, не сходя на берег. Мало ли какую инфекцию они привезли в свободолюбивую республику…

Какие выводы, в первую очередь, духовные мы могли сделать и сделали из всей сложившейся ситуации? Из того периода, когда продолжительное время мы должны были провести дома, на даче, одним словом, в самоизоляции. Весь мир какое-то время оставался дома. Где-то увеличилось количество домашнего насилия, в Китае возросло количество разводов, так как супруги неожиданно оказались вместе в закрытом помещении. Какие последствия будут в нашей стране - мы это скоро узнаем. Но сегодня предлагаю поговорить не о глобальных категориях «мир», «страна», «общество», а об отдельном человеке. Какой вывод может сделать каждый человек после времени, проведенного в изоляции? Что это время ему дало?

Первый и самый главный вывод – это взгляд внутри себя. Очень часто мы бежим, торопимся, пытаемся догнать стремительно уходящее время, и нам некогда посмотреть внутрь собственной души. И часто думаем, что если бы у нас было больше времени, то мы обязательно бы делали что-то хорошее. Светский человек убежден, что, будь у него время, он бы посвятил его саморазвитию, чтению книг, общению с ближними. Человек воцерковленный к этому списку обязательно добавил бы о чтении Священного Писания и о более усердной, чем обычно, молитве. Ведь обычно сложно найти на все это время!

Но вот мы оказались дома и поняли, что зачастую для молитвы, чтения и саморазвития нужно не время, а желание. Этот вывод для многих мог стать настоящим откровением, но это именно так. Нужно усилие, а не время.

Второе наблюдение – это отсутствие терпения. Очень хорошо и просто любить человечество в целом, но гораздо сложнее принимать конкретного человека таким, какой он есть, на протяжении долгого времени. Мы привыкли жить по расписанию, в котором друг другу уделяется не так-то и много времени. Куда больше времени уходит на работу, дела, неотложные и очень важные события. А тут оно появилось, и мы поняли, что принимать друг друга как есть – это целое искусство и наука.

Вот мы взглянули внутрь себя. Увидели картину весьма печальную. Как в одной картинке, гуляющей по интернету: «Вышли мы из зоны комфорта. Что делать дальше?» Действительно, что делать дальше?

В первую очередь, не унывать. Да, картина внутреннего мира весьма печальная. И гордость, и тщеславие, и отсутствие терпения и любви к миру. Но не надо отчаиваться. Врач видит рентген пациента, цифры его анализов, ставит диагноз и начинает лечение. Он не отчаивается и советует делать тоже самое и своему пациенту. Иначе ни о каком выздоровлении речи идти не может.

В православии есть богатейший опыт подвижников благочестия, которые уходили в пустыни и уединённые места для того, чтобы погрузиться в молитву и созерцание. Сам Господь дал нам такой пример, удалившись в пустыню (Мф. 4:1-11). Именно в пустыне жил Иоанн Креститель, в пустыню удалилась Мария Египетская и многие поколения отшельников и монахов следовали этому примеру. Почему? Что влекло многих людей к жизни в уединенной пустыни, где к диким зверям и жажде добавлялись бесовские искушения? Пустыня всегда воспринималась как особое место, место, где действовали злые души. Пустыня была местом, где можно было по-настоящему уединиться от людей (именно от людей, ведь мы же знаем, что не только людьми населен наш мир).

И монахи не унывали. Они боролись с искушениями, которые постоянно нападали на них. Пример святого Силуана Афонского, подвижника, близкого к нам по времени, показывает, как бывает сложен путь человека, борющегося со страстями, и как важно не впадать в уныние.

И второе, что важно делать в такое время, — это заминаться самоорганизацией. Бывает, что многие православные негативно или нейтрально относятся к тайм-менеджменту и прочим важным инструментам в деле организации своего времени. И это печально. Конечно же, далеко не все полезно в огромной массе современной бизнес-литературы, но определенные советы по организации времени использовать можно и нужно. Тем более предложение этих советов в наше время по-настоящему огромное. Остается только выбирать.

Теги:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Скоро

Banner 1 bok v2

Православный календарь

Навигация...