Московский патриархат / Татарстанская митрополия / Казанская епархия

Храм сошествия
Святого духа

Священник Александр Ермолин о культуре поста

264

Идет Великий Пост, «весна души» - особое время в жизни каждого православного человека. Об этом благословленном времени написано многое: как правды, так и откровенных мифов типа советов ходить в баню в «Чистый Четверг» вместо участия в Евхаристии. Очень часто люди спрашивают, что можно, а что нельзя в пост, начиная от вопросов еды, заканчивая супружескими отношениями. Кто-то стремится к самооправданию («ешь все, кроме людей» и уверенно кушает шашлык в дни поста), кто-то, наоборот, готов разобрать продукт на молекулы, чтобы точно не съесть ничего непостного. Но сегодня мы будем говорить не о том, что можно и чего нельзя. Мы будем говорить о культуре поста.

В одной из предыдущих статей обсуждался вопрос семейных христианских традиций. И главная мысль была в том, что главная семейная традиция нашего непростого времени — это вообще наличие самих традиций. То есть то, что у конкретной семьи есть какие-то привычные и важные для них события, ритуалы, праздники и т.д. То же самое и со временем Великого Поста: как нужно его провести, какие семейные и домашние традиции могут быть исполнены и должны исполняться православным человеком? Иными словами, какова культура Великого Поста?

Где взять пример?

Большинство современных воцерковленных православных — это верующие в первом поколении. Откуда им брать пример? Из Интернета? Но именно оттуда можно узнать множество «вредных советов». Из классической литературы? Но литература по-разному рассказывает о Посте. Возьмем, например, произведение, которое называют «энциклопедией русской жизни», - роман в стихах «Евгений Онегин».

Начнем с того, что героев этого романа нельзя назвать благочестивыми христианами. «Два раза в год они говели» - характеризует Пушкин семью Лариных. Странно, но куда-то пропали еще два поста и пост в среду и пятницу. При этом герои романа также исполняли откровенно языческие обряды: «гадает ветреная младость». В тексте романа можно найти и много других примеров. Православие пушкинских героев было чем-то внешним, обрядовым, каким-то долгом, который надо было выполнить и забыть.

…В день Троицын, когда народ

Зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три…

Кстати, молебен на Троицу – это литургическая ошибка великого русского поэта. Служится вечерня, а не молебен. В этом великого поэта «поймал за руку» отец Александр Шмеман: «Пушкин написал о том молебне, который, зевая, слушают люди в Троицын день, забыв, что это не молебен, а вечерня. Для литургиста это невыносимая ересь, и Пушкин проваливается».

Быть может, посмотреть Шмелева и его прекрасные рассказы? Вот с чего начинается «Лето Господне»: «я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят»3. Казалось бы, вот традиция. Но нужно ли воспроизвести именно это? Ведь и в благочестии Шмелева можно найти много странного. Например, традиция не Причащаться на Пасху.

Тогда, быть может, поищем у Шмемана? Тут речь идет скорее о богослужебном измерении Поста: «Во время «пассии», стоя в алтаре, думал: какая огромная часть жизни, с самого детства, прошла в этом воздухе, в этом «состоянии» – точно все это один длящийся, вечно тождественный себе момент: алтарь, священник в великопостной ризе, совершающий каждение, тот же радостно-смиренно-горестный напев великопостного “Господи, помилуй”».

Пожалуй, каждый может выбрать для себя то, что ему ближе по духу. Что-то очень русское, представленное в двух вариантах: пушкинском дворянском и шмелевском мещанском - или что-то более современное в стиле Шмемана. Так какой же должна быть культура Великого Поста? Полагаю, что в первую очередь она должна быть церковной. Народные традиции, прекрасно описанные в русской литературе, несомненно, важны и прекрасны. Но они не раскрывают всей полноты переживания Поста. Шмелевский герой видит Пост именно «из быта», с этой стороны. Отец Александр Шмеман переживает Пост со стороны священника и литургиста, он видит его в церковном измерении. Но при этом он оторван от России, от ее духовных традиций и, наверное, не смог бы понять всех этих снятых на время поста занавесок. Для него это было уже чуждо. Для пушкинских героев, как уже было сказано выше, пост был чем-то внешним, какой-то традицией, обязанностью. Обязанностью важной, но куда с большим ажиотажем они ждали другого - времени святок, всяческих гаданий и прочего.

Церковность

Пост должен быть церковным. И в этом смысле человек должен жить его литургическим измерением. Масленица – это не время поедания блинов, а время подготовки к посту. В этот период постепенно меняется ритм и строй богослужения, готовя нас к продолжительным службам святой Четыредесятницы. «Прощеное воскресение» — это не период массовой рассылки SMS-сообщений и картинок с блинами и икрой в мессенджерах, а молитва на вечерне с чином прощения.

Первая седмица – это не то время, когда человек постится первую и последнюю неделю и потом не делает больше ничего, а время, когда он приходит на покаянный канон, на первые Литургии Преждеосвященных Даров и многие другие прекрасные великопостные богослужения.

Культура Поста заключается еще и в том, что человек постится вместе с Церковью, пребывает с ней «на одной волне». Очень часто некоторые люди сами решают для себя, что они будут поститься лишь первую и последнюю недели. Кто так благословил? Почему они так решили? Взяли ли они благословение на такой пост? Конечно же, нет. Интересно, а антибиотики они тоже сами себе прописывают? Ведь в случае болезни они обращаются к врачу и просят его рекомендаций. Так почему же здесь сами назначают меру поста? Культура поста заключается в том, что человек берет благословение на Пост и, если необходимо, на послабления.

И о завершении «весны души». Страстная седмица, Пасха и Светлая – это время, которое надо провести в храме. Не бывает наступающей Пасхи. Великая Пятница – это самый скорбный день церковного года, и люди, которые поедают куличи и яйца в этот день и поздравляют друг друга «с наступающей», совершают кощунство. Великая Суббота – это не просто день перед Пасхой, а время особого молитвенного ожидания. Не докрасить яйца и доприбираться дома, а прийти в храм на Литургию – вот культура Поста.

Надеюсь, со временем и с опытом церковной жизни у нас будет формироваться подлинная культура Поста. И тогда все вопросы, что можно и что нельзя, легко и просто уйдут на второй план.

Теги:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Banner 1 bok v2

Православный календарь

Навигация...