Христианин и мир - тема, которая была в центре внимания многих мыслителей в связи с ее неоднозначностью и сложностью. Как жить христианину в мире? Бежать от него или любить? Спасаться в мире или от мира? Сложность вопроса состоит еще и в том, что и тот, и другой тип отношения имел место быть в истории Церкви. Христиане жили и спасались как среди городского шума, так и в одиночестве келии.
Давайте посмотрим, что сказано об отношении христианина к миру в Священном Писании.
С одной стороны, «если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19). И еще: «не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2:15). С другой стороны, «вы-свет мира» (Мф. 5:14) и «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).
Есть ли здесь противоречие или логический парадокс?
Православное богослужение также иллюстрирует всю сложность отношений мира и христианина.
На Литургии во время «Херувимской» нас призывают отложить всякое житейское попечение: «иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (по-русски: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Аллилуиа»). То есть Церковь призывает нас оставить все житейское, все второстепенное по отношению к Богу и прославить Царя всех.
А потом, после Причастия, на заамвонной молитве мы слышим слова «с миром изыдем». Совершилось самое главное, что есть в Церкви - Таинство Евхаристии. Люди причастились, они стали участниками этого Небесного Пира. Но вот наступает время, когда нужно уйти, вернуться к своим житейским делам и обязанностям.
У отца Александра Шмемана есть прекрасное (и весьма смелое) сравнение. «Когда мы выходим из церкви и вновь вступаем в нашу повседневную жизнь, Евхаристия остается с нами как наша тайная радость и уверенность, источник вдохновения и возрастания, победы, преодолевающей зло, Присутствие, которое делает всю нашу жизнь жизнью во Христе»1.
И каждый православный христианин из опыта своей жизни может привести много примеров. Да, бывает так, что мир нас не любит и даже ненавидит. В большинстве случаев мы идем против течения. А ведь об этом же сказано в Писании: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7:13). И христианин – это всегда тот, кто идет против течения.
Простой пример: совсем недавно мир активно праздновал в разгар поста «год мыши». А мы, православные, встречали еще один год от Рождества Христова, еще одно «лето Господне». У нас был пост, а у них - веселье. Чувство отрешенности, отделённости от мира. Но вместе с тем именно для этих людей, которые отмечали «год мыши», очень нужен живой духовный пример. Нужен пример стояния в своей вере, в своих убеждениях.
Все чаще и чаще убеждаюсь в том, что многие люди просто не знают о христианстве или имеют о нем самые смутные и фантастические представления. Мнение это сложилось тогда, когда многие взрослые и умные люди искренне считали, что нужно завесить зеркало, чтобы покойник не отразился, или утверждали, что надо обязательно «покормить» усопшего, чтобы он не пришел обратно. Многие люди, живущие в современную медийную эпоху, реально этого не знают. Казалось бы, все можно посмотреть, скачать, услышать, но вместе с тем очень многие не хотят ничего слышать и не проявляют к вере никакого интереса, остаются в плену самих диких представлений. Поэтому и надо, чтобы для людей из мира всегда светил свет христианской жизни и любви. И пусть мир не любит нас, но мы любим его. Не ту грязь, которая в нем есть, а тех людей, которым нужен светильник.
Что такое парадокс? Дословно это греческое слово переводится как «против мнения» или «против мнения». То есть идти против течения, иметь свое мнение и свою позицию. Парадокс отношения христианина к миру в том и заключается, что он сам не от мира сего и не должен любить мир. Но вместе с тем он должен быть светом для мира. Должен сам освящаться, становиться светильником и уже потом выходить в мир и освящать его.
Такой вот парадокс. Такое вот движение против для того, чтобы всем стало хорошо.