Московский патриархат / Татарстанская митрополия / Казанская епархия

Храм сошествия
Святого духа

Парадокс отношения христианина к миру

167

Картинки по запросу "мир"

Христианин и мир - тема, которая была в центре внимания многих мыслителей в связи с ее неоднозначностью и сложностью. Как жить христианину в мире? Бежать от него или любить? Спасаться в мире или от мира? Сложность вопроса состоит еще и в том, что и тот, и другой тип отношения имел место быть в истории Церкви. Христиане жили и спасались как среди городского шума, так и в одиночестве келии.

Давайте посмотрим, что сказано об отношении христианина к миру в Священном Писании.

С одной стороны, «если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19). И еще: «не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2:15). С другой стороны, «вы-свет мира» (Мф. 5:14) и «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

Есть ли здесь противоречие или логический парадокс?

Православное богослужение также иллюстрирует всю сложность отношений мира и христианина.

На Литургии во время «Херувимской» нас призывают отложить всякое житейское попечение: «иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (по-русски: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Аллилуиа»). То есть Церковь призывает нас оставить все житейское, все второстепенное по отношению к Богу и прославить Царя всех.

А потом, после Причастия, на заамвонной молитве мы слышим слова «с миром изыдем». Совершилось самое главное, что есть в Церкви - Таинство Евхаристии. Люди причастились, они стали участниками этого Небесного Пира. Но вот наступает время, когда нужно уйти, вернуться к своим житейским делам и обязанностям.

Картинки по запросу "шмеман"

У отца Александра Шмемана есть прекрасное (и весьма смелое) сравнение. «Когда мы выходим из церкви и вновь вступаем в нашу повседневную жизнь, Евхаристия остается с нами как наша тайная радость и уверенность, источник вдохновения и возрастания, победы, преодолевающей зло, Присутствие, которое делает всю нашу жизнь жизнью во Христе»1.

И каждый православный христианин из опыта своей жизни может привести много примеров. Да, бывает так, что мир нас не любит и даже ненавидит. В большинстве случаев мы идем против течения. А ведь об этом же сказано в Писании: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7:13). И христианин – это всегда тот, кто идет против течения.

Простой пример: совсем недавно мир активно праздновал в разгар поста «год мыши». А мы, православные, встречали еще один год от Рождества Христова, еще одно «лето Господне». У нас был пост, а у них - веселье. Чувство отрешенности, отделённости от мира. Но вместе с тем именно для этих людей, которые отмечали «год мыши», очень нужен живой духовный пример. Нужен пример стояния в своей вере, в своих убеждениях.

Все чаще и чаще убеждаюсь в том, что многие люди просто не знают о христианстве или имеют о нем самые смутные и фантастические представления. Мнение это сложилось тогда, когда многие взрослые и умные люди искренне считали, что нужно завесить зеркало, чтобы покойник не отразился, или утверждали, что надо обязательно «покормить» усопшего, чтобы он не пришел обратно. Многие люди, живущие в современную медийную эпоху, реально этого не знают. Казалось бы, все можно посмотреть, скачать, услышать, но вместе с тем очень многие не хотят ничего слышать и не проявляют к вере никакого интереса, остаются в плену самих диких представлений. Поэтому и надо, чтобы для людей из мира всегда светил свет христианской жизни и любви. И пусть мир не любит нас, но мы любим его. Не ту грязь, которая в нем есть, а тех людей, которым нужен светильник.

Картинки по запросу "парадокс"

Что такое парадокс? Дословно это греческое слово переводится как «против мнения» или «против мнения». То есть идти против течения, иметь свое мнение и свою позицию. Парадокс отношения христианина к миру в том и заключается, что он сам не от мира сего и не должен любить мир. Но вместе с тем он должен быть светом для мира. Должен сам освящаться, становиться светильником и уже потом выходить в мир и освящать его.

Такой вот парадокс. Такое вот движение против для того, чтобы всем стало хорошо.

Теги:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Banner 1 bok v2

Православный календарь

Навигация...