Прилагательное «современный» в новейшее время часто используют с самыми разными существительными. «Современный врач», «современный менеджер» или «современный учитель». В восприятии человека слово «современный» – это почти всегда лучше, чем предыдущий. Современная модель телефона лучше, чем старая. Современный компьютер однозначно лучше компьютера из девяностых. Но применимо ли это к людям? Зачастую ведь именно в прошлом человек видит некий идеал. Люди были лучше, трава зеленее, люди добрее и т.д.
Когда слышишь словосочетание «современный священник», то возникает вопрос: кто он и вообще может ли быть священник современным. И самое главное, «современный священник» - всегда ли это похвала? Но этот вопрос оставим на усмотрение читателя.
Условное понятие
Глубоко убежден, что «современность» — это понятие весьма условное. Человек XII века, несомненно, был современным относительно своей эпохи. У него были свои проблемы, связанные с той эпохой, в которую он жил. Для нас же он жил в Средние века. И мы тоже являемся современниками своего времени, но для потомков станем далекими предками. Человек остается человеком во все эпохи. Меняется лишь внешнее: средства связи и передвижения, технологии и прочее. Но сам человек по-прежнему остается человеком вне зависимости от того, пересылает ли он письмо голубиной почтой или же набирает е-мэйл на компьютере.
Современный – это тот, кто, например, ориентируется в книгах нашего времени и в информационном пространстве вообще. Для священника важно понимать, о чем думает современный человек, какие книги читает и так далее. Знать хотя бы для того, чтобы говорить с человеком на одном языке.
Но вместе с этим современность – это что-то поверхностное, то, что может завтра измениться. Сегодня – это современно, завтра это ушло в
прошлое. Компакт-диск – это то, что было современно относительно дискет, и «прошлый век» относительно «флешки».
«Быть на волне»?
Некоторые христиане всегда стараются «быть на волне». Например, западные христиане, которые очень быстро пытаются «ловить тренды». Примеров этого много: поющая католическая монахиня, победившая на европейском шоу «Голос», протестантская Библия в джинсовом переплете и многое другое. Желая быть на гребне волны, очень важно помнить про фундаментальные ценности. Библия в переплете из джинсовой ткани — это, конечно, современно (хотя я сам с этим категорически не согласен), но куда важнее не переплет священного текста, а его содержание. И очень печально видеть, как некоторые христианские течения делают акцент именно на переплете.
Постоянная попытка христианина, а тем более священника, быть современным может лишить его связи с корнями служения. И тогда он будет очень современным - в смысле обложенным со всех сторон гаджетами и прочитанными новейшими книгами, но при этом полностью утратившим связь с Преданием Церкви, с живым христианством первых веков.
Портрет батюшки
Учитывая вышесказанное, изначальный вопрос надо переформулировать так: каким должен быть священник в наши дни? Какими качествами он должен обладать, чтобы успешно отвечать на вызовы современности?
Рассуждая на эту тему, я задал вопрос друзьям в социальных сетях. И сразу же стали рисовать образ идеального для современности батюшки. Конечно же, оставим за бортом нашего внимания всякого рода антиклерикальные рассуждения в стиле «священник должен быть босой и голодный», и попробуем нарисовать портрет.
Какие вызовы перед нами ставит эпоха? Слова Спасителя «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19) вечны и обращены как к христианам первого века, так и двадцать первого. И если апостолы ходили по римским дорогам и проповедовали в синагогах, то сейчас многие занимаются миссией через СМИ, социальные сети и блоги. Но это опять же не меняет ситуации: мы просто пользуемся теми возможностями, которые дает нам время.
В этом смысле священнику очень важно «идти в ногу со временем», владеть современными технологиями и средствами связи. Отсюда первая черта портрета – ориентироваться в эпохе, в современных средствам и способах миссии.
Но вместе с тем он не должен терять органической связи с церковным Преданием и традицией. Даже если это какие-то вещи, кажущиеся внешними. Ведь образ православного священника с бородой и в подряснике – это образ, созданный веками, и не надо его пытаться «осовременить». И это, пожалуй, второй штрих нашего портрета: все же в традиционном облачении как внутренне, так и внешне.
Иметь связь с прошлым и понимать проблемы настоящего. Священник - категория вне времени и политики, и тем самым священник византийской эпохи мало чем отличается от священника наших дней.
Некоторые понимают слово «современный» так: батюшка должен прыгать по сцене, говорить на каком-то жутком новоязе или сленге и так далее. Но все это в корне неправильно. Поэтому и речь нашего современного батюшки не может быть речью пушкинской эпохи (ибо не разумеют люди), но и без современных сленговых выражений можно обойтись.
Наверное, именно таким должен быть портрет современного (при всей условности этого слова) священника.