«Православие» митрополита Илариона (Алфеева)
Часто приходится слышать, что сейчас трудное время: слишком большой поток информации, которую трудно фильтровать. Нельзя не согласиться. Но еще сложнее приходится тем, кто проходит путь воцерковления: непросто в этом по-
токе отделять зерна от плевел тому, кто вчера переступил порог храма. Довольно обманчивым может быть желание иметь такую книгу, которая бы систематично и одновременно доходчиво излагала весь материал, помогала бы ответить на все вопросы.
Книги, которая бы давала ответы на все вопросы, не существует, но есть «книги-помощницы»: помощь их заключается в том, что читатель находит в них основу для более пространного ответа. Речь не столько о словарях и энциклопедиях, сколько о пособиях или учебниках. Воцерковляющемуся можно рекомендовать катехизисы, но как разобраться, что из катехизической литературы является систематичным и доходчивым?
Мне, как священнику, служащему при семинарии, часто приходится советовать подобную литературу. В качестве такого «пособия» я обычно рекомендую двухтомник «Православие» митрополита Илариона (Алфеева).
Здесь системно изложена история, каноническое устройство, вероучение, нравственное и социальное учение, богослужение и аскетическая жизнь Православной Церкви. Владыке Илариону, как мне кажется, удалось понять, что хочет современный читатель. Православие предстает перед читателем как цельная богословская, литургическая и мировоззренческая система. Одно невозможно без другого: теория и практика, богосло-
вие и его опыт.
Два тома – это много, скажете вы. Поотношению к более ранним отечественным катехизисам «Православие» митрополита Илариона выглядит увесисто, но даже этот объем не претендует на то, что-бы исчерпать поднимаемые в ней темы. Более того, автор, как известно, задумал третий том, который, к сожалению, пока не вышел.
«Хижина» Уильям Пол Янг
Книга, которая по своему содержанию не является ни православной, ни протестантской, ни католической. Ее содержание универсально. Прочитав «Хижину» Уильяма Пола Янга, читатель придет в восторг от глубины мыслей, наполнивших ее содержание.
Слово «Бог» здесь встречается редко, но эта книга о Боге. Автор называет Бога языком символов, которые ярко отражают действительность отношений между чело-
веком и Богом.
«Хижина» все же книга о Боге, точнее о его промыслительном действии в судьбе человека, переживающего горе и невосполнимую утрату.
В первую очередь я бы посоветовал прочесть «Хижину» тем людям, которые впадают в уныние от переживания утраты, тем, кто потерял родных и очень близких людей. Известное выражение «чем больше скорбь, тем ближе Бог» в худо-
жественном произведении Уильяма Пола Янга находит свое подлинное отражение.
«Хижина» - это история о вере, о любви, о прощении, о Великой Скорби. Это произведение одновременно является философским и богословским художественным творением зарубежного автора.
Иоанн Дамаскин. Протоиерей Николай Агафонов
Учась в семинарии, никогда не хватало времени для того, чтобы прочесть хотя бы одну книгу, что называется, «для души». Предметом моего чтения, как и для многих из нас — семинаристов, были учебники, литература, которая так или иначе связана с учебой.
На художественную литературу оставалось очень мало времени, но оно все же было. Так однажды в руки мне попал исторический роман о. Николая Агафонова «Иоанн Дамаскин».
Книга, написанная хорошим русским языком, была очень быстро мною прочитана. На это повлияло и мое особое расположение к личности преподобного Иоанна Дамаскина, с которой нас как семинаристов знакомили чуть ли не на каждом бо- гословском предмете. Он и изящный богослов-догматист систематизатор, он и защитник икон, он и лучший гимнограф, он и знаток ислама... Столько талантов в одной личности! Я и не догадывался рань-
ше, что в таком жанре можно писать о святых.
Отец Николай написал о нем так, что, когда читаешь роман, будто ходишь за Дамаскиным, видишь его жизнь и вникаешь вместе с ним проблемы, проходишь испытания и начинаешь жить вместе с ним.
Замечательно и ненавязчиво описаны условия, в которых жил преподобный Иоанн Дамаскин, живо представлен исторический контекст. События книги происходят на фоне жестокого противостояния христианской и мусульманской империй: а как это интересно, когда ты сам живешь и читаешь эту книгу в Татарстане!
В обычных условиях Иоанн Дамаскин становится святым, исповедником и едва ли не мучеником, причем от рук самих же православных. Отсечение руки за слова истины, за любовь к Божией Матери... Гимны, тропари, целые каноны... Сколько богословия в его гимнографии! Отец Николай смог и это передать в своем романе.
Обязательно прочитайте эту книгу!