Московский патриархат / Татарстанская митрополия / Казанская епархия

Храм сошествия
Святого духа

«Все делать с любовью!» Разговор о пище духовной и пище физической

1173

9 июня день рождения отметила повар православной гимназии имени святителя Гурия Казанского Светлана Васильевна Агеева. В преддверии праздничной даты мы поговорили с ней о жизни и кулинарии, о послушании и работе с детьми. В теплой и уютной беседе Светлана Васильевна рассказала о своем служении длиною в жизнь.

О начале пути

Я родилась в 1961 году на Урале на маленькой станции Ярино в Пермском крае. Там я прожила до 18 лет. Все детство, помню, было связано с хозяйством.

Мама у нас рано осталась вдовой, в 36 лет, а поднимать нужно было 4 детей, на тот момент самой маленькой сестренке было 8 месяцев. Конечно, мы, старшие дети, старались во всем помогать. Когда в районном центре открыли училище, у меня даже не было выбора, куда идти обучаться – сразу решили, что стану поваром.

Мама говорила: «Всегда будешь сытая, на кусок хлеба себе заработаешь». Я и пошла по наставлению мамы, к тому же возможности получить высшее образование просто не было.

Так и пришла в профессию. По распределению первым моим местом работы стала школа, к слову, именно та, в которой училась я сама. Она стала также моей профессиональной школой, да и условия были в то время непростые: печка топилась дровами, воду привозили на лошади...

О переезде в Татарстан

Позже к нам в поселок приехали девчонки, которые работали на стройке газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, они трудились в столовой для рабочих, готовили им, так мы и подружились. Они мне всё говорили: «Что ты в этой дыре делаешь, давай на просторы!» И так я попала в Татарстан.

Первой точкой стала станция Иштуган-Шемордан, где я работала в столовый повар, кормила народ, который строил газопровод. Там же познакомилась с мужем, вышла замуж, с тех пор веду отсчет – 38 лет как я в Татарстане. Считаю его уже своим домом, здесь появились дети, трое наших мальчишек, в этом году стану бабушкой, дай Бог.

О новом пути

После столовой был период, когда я работала на фабрике швеей. Пять лет та-

кого труда были очень благополучными, я освоила несколько смежных профессий – клепала, пуговицы пришивала, научилась шить на машинке... Но в годы перестройки фабрика закрылась, и я опять осталась не у дел. Работала на Чеховском рынке, в торговле тогда выживали, как могли. Целых семь лет я торговала на улице, сейчас даже вспоминать этот страшный период не хочу.

Так случилось, что сына положили в больницу с подозрением на инфаркт (а ему на тот момент было всего в 25 лет!), в то же самое время мне звонит подруга Александра Федоровна и предлагает вернуться в профессию в качестве повара в трапезной храма Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Я проведала сына и пошла в храм. Выходят навстречу мне Ирина Сергеевна, бывшая на тот момент поваром трапезной, и настоятель храма протоиерей Алексей Чубаков. Между нами состоялся такой диалог:

- Вы повар?

- Да.

- Профессиональный? Нам нужен повар.

- Я не рассматривала такого вообще...

- А вы попробуйте!

И я решила остаться и проработала на Арском практически шесть лет. Скажу, что в торговле я зарабатывала в четыре раза больше, чем платили повару в храме. Но денежный вопрос не был решающим. При этом были и другие сложности, из-за которых я хотела уйти. Случилось так, что в какой-то момент я перестала быть прихожанкой и увидела кухню изнутри. Но дай Бог здоровья отцу Алексею, который находил для меня слова: «Если ты переживешь этот переломный период, то все в твоей жизни наладится». Так и было.

Новый этап моей жизни начался со строительством гимназии и восстановлением Духосошественского храма. Однажды батюшка подошел ко мне: «Светлана Васильевна, надо помочь». Я засмущалась, думала, что не смогу в детской сфере... А он снова: «Надо попробовать!» И вот шестой год я тружусь в гимназии.

Сначала было тяжело, и я просила отца Алексея забрать меня обратно, но он сказал ключевую фразу: «Я не знаю, кому это больше надо – им или вам».

Я нисколько не жалею. Дети – это особая история. Конечно, бывает трудно, у деток бывают свои особенности, предпочтения в пище, привычки, случаются и капризы. Дети научили меня многому. Они не помнят зла, очень открыты и сами видят насквозь плохое и хорошее, не спрячешься! Очень люблю своих детей в гимназии, сейчас их 72 мальчика и девочки!

Вижу, как они растут, меняются, и счастлива быть рядом с ними. Если сравнить самую первую работу в школе на Урале и нынешнюю – различий много. Начиная от оборудования на кухне: раньше – печка на дровах, теперь – техника. С продуктами никогда особенных проблем не было, но в той, «прошлой» жизни я помню однообразие – суп, макароны или пюре, гуляш или котлета. В гимназии есть особенность, конечно, в том, что дети соблюдают пост. В среду и пятницу мы готовим рыбу, в Великий пост меняем меню.

Исключение составляют молоко для каши и рыба. Но ребята к постам относятся очень хорошо и даже легче переносят пищу постную, нежели мясную.

О служении

В рабочие дни выхожу из дома на работу в 5:30, а возвращаюсь почти в шесть часов вечера. Так что на творчество остаются только выходные дни! В гимназию я прихожу к шести утра, включаю плиты, ставлю завтрак, делаю заготовки на обед. К семи часам должно закипеть молоко, чтобы мы успели накормить завтраком детей в садике... Потом надо накормить дошколят, а затем уже гимназистов. Все параллельно: готовишь завтрак и делаешь заготовки на обед, закончился обед – начинаешь готовить полдник. На кухне время идет в два раза быстрее.

Каждый раз есть волнение, когда предлагаем новое блюдо или готовим для приемов, когда батюшка встречает гостей. Вроде знаешь, что все сделано как надо, все правильно, но понравится ли... Как настоящий артист, он же каждый раз волнуется перед выходом на сцену!

Гимназия – это семья, а как можно готовить плохо для семьи? Все с любовью. Мне по-настоящему нравится готовить. Когда к еде относишься с теплотой, с любовью, она обязательно получается. И даже по отношению детей я это замечаю. Когда готовишь, а на душе сумятица, это сказывается на еде. Дети замечают, домашние замечают, у меня же четыре мужика дома – это мои главные судьи. Всегда стараюсь узнать что-то новенькое. Помогает интернет: смотрим на YouTube мастер-классы, узнаем новые рецепты. Очень нравится телеканал «Спас» и программа «Монастырская кухня», из нее столько интересного и вкусного берем на вооружение. В целом в работе с детьми, что для меня особенно интересно, важен вопрос разнообразия и новых блюд в рационе. Методом проб, очень осторожно, мы постоянно стараемся вводить новое, вкусное и полезное.

Во время постов есть свои нюансы, ведь эти дни даются, чтобы отказаться от соблазнов, а тут мы с едой и со старанием сделать повкуснее... Поэтому каждый раз, каждую минуту готовлю с молитвой. Что-бы и самим не впасть, и других накормить так, чтобы трапеза не стала соблазном. Придя в трапезную, зажигаем лампадки, молимся перед иконой Богородицы, и Божия Матерь не дает нам пропасть.

О Вере

Родом я из тех мест, где храма близко не было. В детстве бабушка по великим праздникам водила нас, детей, в храм в районном центре. Дедушка прошел всю войну, умер уже в зрелом возрасте, остался осколок в легком... У нас в доме были красивые старинные иконы, но с переездами все потерялись. На Урале письмо икон другое, очень четко помню изображение Богородицы в старинном окладе, больше такого никогда не видела.

Бабулю часто вспоминаю, ее любовь к Богу передалась нам с возрастом, она проснулась, когда мы сами стали родителями. Бабуля нам очень много рассказывала, жаль, что мы в юности отмахивались. Она была у нас как раз из тех, кто веру хранил, знал все наизусть. Бабуля была родом из достаточно зажиточной семьи, но их, как и многих, раскулачили с приходом к власти Советов. Сейчас молюсь и за нее, и за родителей – папа умел рано, а мама была далека от веры...

Картинки по запросу храм ярославских чудотворцев

Воцерковляться стала, придя уже в храм Ярославских чудотворцев. Первая моя исповедь была у покойного отца Александра Нестерова, его знает старшее поколение прихожан, какой это был батюшка! Помню свое то состояние, я думала, что умру! Трясло, было страшно, стыдно, а потом вместе со слезами очищения невероятное чувство легкости. Так ярко радость исповеди я никогда больше не испытывала.

Все священники на кладбище стали родными, сколько они в нас вложили, сколькому научили. Отец Алексей в этом плане был строг, он работал над нашим образованием, мог вдруг спросить: «Светлана Васильевна, а ты знаешь про свою святую? Расскажи». Мягко он подталкивал нас к воцерковлению. Каждый большой праздник мы понимали, как важно причаститься, без этого уже не могли. Приходили к ранней службе, делали заготовки заранее, а затем к нам приходил отец Пимен (Ивентьев) и исповедовал.

Сейчас, работая в Духосошественском храме, я считаю его вторым домом. Помню руины храма, старые стены, мы даже заблудились, ходя по катакомбам. На моих глазах все преобразилось, теперь такое величие, такая красота! Я даже соседям советую сходить просто посмотреть. А потом они остаются прихожанами нашего храма... Приезжают ко мне с Урала братья и сестры, и я их всех вожу в наш храм. Однажды мы с семьей брата стояли на службе, а после он шел долго молча, боялся расплескать внутренний трепет, очень понравилось.

О личном

Конечно, я считаю, что женщина должна уметь готовить. Она ведь становится женой и матерью, а как же растить ребенка на фаст-фуде? Моя сноха говорит, что терпеть не может готовить, но ради своей семьи она старается. Что может быть приятнее, когда ребенок любит кушать, а муж хвалит?

В этом году мы с мужем будем отмечать 35 лет совместной жизни. В жизни было всякое, но мы вместе. Дети выросли, они не будут всегда маленькими, а вы останетесь вдвоем. Поэтому мой совет – закладывайте фундамент семьи из любви и уважения. А на кухне не бойтесь экспериментировать, пробовать и все в этой жизни делать с любовью!

Теги:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Banner 1 bok v2

Православный календарь

Навигация...