Московский патриархат / Татарстанская митрополия / Казанская епархия

Храм сошествия
Святого духа

Ольга Воронина: "Научиться петь может каждый"

1543

Главный голос храма, голос, который ведет каждого прихожанина во время служб в Духосошественском храме. Радушная, искренняя и очень добрая. Новой героиней рубрики «Личные истории» стала регент Духосошественского храма, руководитель любительского хора, преподаватель в православной гимназии имени святителя Гурия Казанского Ольга Валентиновна Воронина.

Ольга Воронина родилась в Казани и была младшим ребенком в семье. В возрасте 11 лет она пришла в музыкальный класс своей школы, чтобы, как и ее подружки, быть чем-то занятой. За год Ольга закончила два класса. Ее успехи были столь значительными, что преподаватель, вызвав к себе маму, настоятельно советовала отдать дочь в «нормальную» музыкальную школу.

«Так я стала учиться в музыкальной школе, сейчас это школа № 5, а тогда это была вечерняя школа и музыкальная школа №3 при ней. Верю, что по промыслу Божьему именно в тот момент в учреждении открылось хоровое отделение, где я и проучилась 5 лет. Потом в течение года я там же готовилась к поступлению в музыкальное училище. Других вариантов не было, преподаватель сразу сказала, что у меня есть музыкальные способности и о другом направлении даже не нужно думать.

Конечно, я не считаю, что у меня какие-то великие способности, да и была я немного нерадивой студенткой. Но в музыкальное училище я все равно поступила на хоровое отделение, и преподавала у меня Захарова Вера Александровна, заслуженный работник культуры РТ».

Во время учебы в училище наша героиня отправилась петь в самодеятельный коллектив при энергоинституте. Вела его тогда доцент консерватории, сейчас профессор, Булдакова Алевтина Владимировна.

«Я там пела четыре года. И все вместе: и училище, и пение в самодеятельном хоре, и наблюдение за работой Алевтины Владимировны – стало огромным вкладом в мое профессиональное и личное развитие. Было очень интересно и полезно смотреть, как она работает со звуком в таком большом коллективе, как она работает с людьми, которые вообще не имели музыкального слуха!

После училища у меня был перерыв 2 года, а затем я поступила в Институт культуры, закончив его уже как Академию культуры и искусств. Там мне также очень повезло с педагогами, которые держали меня в форме: у меня появилось больше уверенности в работе. Вместе с учебой в институте я параллельно уже сама учила детей в музыкальной школе и пришла петь в храм Ярославских чудотворцев. Все это было в 1993-1994 годах. Пришла просто петь по приглашению подружек, совершенно чуждая всему церковному.

Пришла и увидела, что регентом является Александр Николаевич Федотов, который на первом курсе музыкального училища преподавал у некоторых студентов дирижирование. Было радостно встретить знакомых людей!».

В это же время Ольга Валентиновна работала преподавателем в детской музыкальной школе № 2. Вскоре в Ново-Савиновском районе открылась новая небольшая церковь в честь Патриарха Тихона (ул. Адоратского 38а). В храм искали регента, и Ольга Валентиновна решила попробовать свои силы.

«Моим наставником по уставу, по литургике, по вообще всему был отец Сергий Михайлов и его матушка Серафима. Даже не знаю, помнят ли они меня или нет, но в этом году к нам в православную гимназию пришли учиться двое их детей. Была ли я тогда неверующим человеком? Не сказала бы! В том храме я научилась полному кругу богослужений, а еще поняла, что от меня зависит все и что мне надо самой во все вникать. Первую службу мы провели Пасхальной ночью с двумя девочками, а после этого я поняла, что мой покой закончился. Каждый день между службами изучала все богослужебные книги, устав, репертуар, обиход, гласы – абсолютно все! Параллельно у нас собирался коллектив, и через год получился полный состав клироса – 5 человек. Три с половиной года мы с ними пели».

После рождения дочери Екатерины и года в декрете Ольга Воронина снова оказалась в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. За эти несколько лет, после того как настоятелем стал протоиерей Алексей Чубаков, поменялось почти все, как вспоминает Ольга Валентиновна.

«Александр Николаевич, регент, обрадовался моему приходу: ему, работающему тогда в оперном театре и выезжающему на гастроли, был нужен помощник. И вот я все эти годы училась,постоянно училась регентству. Пришла в храм Ярославских чудотворцев – получила новый багаж, еще более глубокий и более духовный. Не покидает ощущение, что всегда в моей жизни есть учеба, учеба, учеба в разной форме. До сих пор каждую службу меня трясет! Нельзя быть самонадеянным, все должно быть под контролем и в полной сосредоточенности».

Параллельно после декрета еще 10 лет Ольга Валентиновна обучала детей в музыкальной школе, постоянно пребывая в профессии. На 2019 год ее стаж уже составил 25 лет. Когда она решила отойти от обучения детей, в кладбищенском храме открылась воскресная школа, где со всем усердием и продолжила трудиться Ольга Воронина – также с детьми, также учитьих музыке и готовить праздники.

В церкви Ярославских чудотворцев Ольга Валентиновна задержалась надолго – до 2015 года. Затем 27 декабря 2017 года освятили восстановленный Духосошественский храм, настоятелем которого также стал протоиерей Алексей Чубаков. Батюшка и благословил нашу героиню быть регентом этой церкви, а когда открылась гимназия – преподавать музыку.

«Снова пришла я с двумя девочками – Катей Филатовой и Настей Якимовой. Постепенно мы разрастались. Сейчас преподаю в православной гимназии имени святителя Гурия Казанского музыку и церковное пение, а в храме также еще занимаюсь с любительским хором. К нам приходят люди совершенно разного возраста и хотят научиться петь, научиться молитвенному деланию именно в пении. И, отвечая на популярный вопрос ,скажу: «Научиться петь может каждый! Наукой доказано, что каждый человек может развить музыкальный слух, было бы желание!» 

Все, кто пришел в любительский хор, не умели петь, но всё равно распелись. Они научились слышать, понимать, даже на службе они знают, что происходит».

По словам Ольги Валентиновны, процесс развития слуха и певческих навыков небыстрый, у всего своя протяженность. Она отмечает, что надеяться на «быстро» не надо. Каждая группа занимается при Духосошественском храме 2 раза в неделю по полтора часа. Затем участники любительского хора поют на службах, обязательно на престольные праздники – Троицу, Духов день и день памяти святителя Харалампия, а также на Рождество Христово и Пасху.

«В большие праздники поют дети, любительский хор, клирос, ансамбль «Духов день» и все-все, кто может, все поют. Мне иногда хочется, чтобы что-то было быстрее, а все развивается так, как надо, всему свое время. В любительском хоре мы сразу стали служить и петь, очень основательно разбирали богослужебный текст. Ведь с этим надо всех познакомить! Что это, когда это поется, зачем это... И я поняла, что людям нужно передавать духовный опыт, а он у меня не какой-товеликий... Когда я еще работала в воскресной школе при храме Ярославских чудотворцев, отец Алексей послал нас, четырех педагогов, учиться в Екатеринбург в православную учительскую семинарию имени Фаддея Успенского. Два года заочного обучения – это колоссальное время. Мы ездили на сессии каждые школьные каникулы, то есть 5 раз в год. После первого года мне было очень тяжело, но зато мы получили очень хорошее вероучительное образование. Преподавали умнейшие люди! Я бы сама такое никогда не узнала.Эти люди просто горели Верой, знаниями,и смысл их жизни был виден».

После обучения Ольга Валентиновна стала дипломированным специалистом. Затем у нее вновь возникло желание продолжить обучаться регентству, вот тогда-то отец Алексей Чубаков и отправил ее на три недели в Толгский женский монастырь под Ярославлем.

«Конечно, было письмо на имя игуменьи, прошение, чтобы я пела на клиросе, училась, старалась, как сказал батюшка, «вникнуть во все, что там происходит»... Меня одели, как положено, чтобы выглядела, как монахиня, выделили отдельную келью. И вот там я увидела церковный устав во всей традиции, увидела таким, каким он должен быть, и поняла, что такое пение в церкви на самом деле. Пришла петь на клирос и поняла, чтоя ничегошеньки не умею после стольких лет регентования, обучения детей. Я услышала колоссальную разницу между пением монастырским (а там четырех-голосный женский коллектив монахинь, у них 2 клироса). Я была поражена разнице в звучании, голосоведении, не задавалась вопросом, что они поют. Они так поют, что все слышно и понятно! У них 5 регентов, и все они закончили регентские отделения в Ярославле, а одна в Санкт-Петербурге, но вообще у них умеют все и всё. Монастырь есть монастырь, и у всех есть послушание. Конечно, составляется расписание на каждую неделю и на каждый день: кто утром поет, кто вечером, кто сопрано, кто альт, тенор, бас, кто псаломщик, кто готовит службу. Это шикарно! У них звучит молитва, поэтому люди и любят монастыри! Никто не обращает внимания, как они там «поют велико», люди понимают, что поется, потому что слышно осознание смысла и текста».

Помимо пения на клиросе, в своей поездке в Толгу Ольга Валентиновна занималась и послушаниями – куда направят. Помогала в уборке храмов, собирала ягоды в лесу, была на заготовках и фасовке чая. Жила по монастырскому режиму: утренняя служба начинается в 6 часов с полунощницей, часами, а если накануне было всенощное бдение или полиелейная служба, то с утра акафист в 5:30.

«Конечно, я задавала много вопросов монахиням: как себя вести, что делать... И только в монастыре я поняла смысл двух простых слов «Благословите»и «Простите». Потому что остальное –это оправдания. Конечно, эта поездка была и моей духовной школой. Все с молитвой, как говорила нам благочинная мать Николая на послушаниях, «каждый огурчик мойте с молитвой». Я поняла, что три недели в монастыре для опыта – это мало. А еще ответы на множество моих вопросов, как профессиональных, так и особенно духовных, пришли и разрешились сами собой. Мой опыт такой.

Сестры были рады моему приезду, так как он совпал со временем, когда многие были в отпуске. Я пела каждую службу с волнением, боялась не то спеть, не так поставить ударение, нарушить их гармонию.

Это были три недели в боевой готовности! Особенно полюбились монастырские песнопения, и сейчас я стараюсь для нашего храма выбирать песнопения в традиции! Некоторые песнопения мне даже разрешили забрать с собой. А главный регент – мать Иринарха – в день моего отъезда буквально бежала к воротам, что-бы успеть подарить мне стихиру на Троицу для малого смешанного хора, ведь наш храм в честь Троицы».

Все, что Толгская Божия Матерь своим благословением дала узнать и понять, все это Ольга Валентиновна стараетсяпомнить и применять в своем служении сейчас. Те три недели наша героиня вспоминает с огромной теплотой, со слезами и благодарностью: получилось многое понять в жизни и о самой себе.

О самой себе, своей семье, жизни и работе с людьми, а также о музыкальном образовании и работе с детьми Ольга Воронина расскажет в следующем выпуске приходской газеты. Обязательно запланируйте зайти за пасхальным номером в храм.

Редакция выражает большую благодарность Ольге Валентиновне за искренний рассказ и просит ваших, дорогие читатели, молитв о здравии рабы Божией Ольги с поющими.

Теги:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Banner 1 bok v2

Православный календарь

Навигация...