Многие нерегулярные «захожане» могут рассказать примерно такую историю: вот я ходил/ходила в храм или начинал/начинала ходить, а потом меня сильно обидели, и я туда больше ни ногой. Рассуждая на эту тему, мы получили небольшой список «причин» такой обиды.
Злые бабки
На многих Интернет-форумах стабильно рассказывают о том, как «злые бабки» прогнали кого-то из храма. Причем история всегда почти одна и та же: человек, исполненный благочестивого желания помолиться от всей своей искренней души и чистого сердца, пришел в храм. И вот тут, на пороге, его встретила ужасно агрессивная бабка, чем-то напоминающая «домомучительницу» из «Малыша и Карлсона». Есть ли в этом правда? Или все же это что-то из рубрики «городских легенд»?
По своему опыту церковной жизни могу сказать так: это явление когда-то было (в те же «лихие девяностые»), причем не в таком масштабе и сейчас активно сходит на «нет». Причин этому целый ряд. В девяностые в храмы пошли очень многие, в том числе и бывшие комсомолки и активистки. И когда старая привычка к «активизму» соединилась с неофитством, то и появились эти агрессивные бабушки. Но любое неофитство проходит, и со временем эти бабушки из девяностых становятся вполне себе мирными бабульками.
Скажу и несколько слов в их защиту. В то непростое время многие эти бабушки сами таскали кирпичи на стройке храма и очень много помогали в восстановлении поруганных святынь. Понятно, что после окончания ремонтных работ многие из них ревниво относились к «своему храму».
Делают ли замечания в церкви? Да, бывает и такое. Тут поделюсь своими мыслями. Обычно я настраиваю наших приходских бабушек не вступать в конфликты с «захожанами», и они вполне это воспринимают. На Крещение в нашем семинарском храме висела прекрасная табличка: «Святыня, ради получения которой человек растолкал всю очередь и со всеми поругался, будет для него не на пользу, а в осуждение». И именно наши приходские бабушки оказались примером спокойствия и уравновешенности. В отличие от «захожан», они не пытались перескочить через головы всех, а смиренно ждали своей очереди.
И позволю себе еще одну смелую мысль. В наше время конфликт со «злыми бабками» происходит, как правило, у тех, кто ходит в храм очень редко. Те, кто бывают в храме чуть почаще и сами уже понимают, как себя в нем вести, для наших бабулек становятся своими.
«Не тот» батюшка
Это тоже одна из распространенных причин не ходить или уходить из храма. Многие ожидают от священника слишком многого. Он должен и любить всех, и быть нестяжателем (это вообще обязательно!), и внимательным, и … Список можно продолжать практически до бесконечности. «Как я могу ходить к священнику, который…» Далее следуют варианты страшных поступков батюшки. И тут очень важно понимать: священник тоже человек, который может уставать, болеть и так далее.
«Священник не уделил мне должного внимания на исповеди». Опять же из собственной практики. Обычно всегда предлагаю людям, которые очень давно или никогда не исповедовались или хотели бы просто поговорить со священником, приходить во внебогослужебное время. Ведь так гораздо лучше, и сам священник может уделить вам гораздо больше внимания, чем тогда, когда на службе за Вашей спиной стоит 50-60 исповедников и священнику просто некогда с Вами поговорить.
И опять же эта проблема решается с опытом церковной жизни. Если человек начинает более-менее ходить в храм, то он уже понимает, когда лучше подойти к священнику с проблемой.
И еще. В современной Церкви есть самые разные священники. Это и недавно рукоположенный выпускник семинарии, и бывший профессор, ставший священником на исходе лет. Батюшки бывают разные, и всегда есть возможность найти своего. Не самого доброго и все понимающего, а того, с которым есть взаимопонимание.
Пытался - не помогло
Это тоже одна из причин, по которой люди перестают ходить в храм. Бывает так, что человек пытался ходить для того, чтобы попросить что-то у Бога. Хочу замуж - хожу в храм, ставлю свечи, читаю акафист Петру и Февронии, но не помогает. Начинается разочарование, и человек забывает о храме. Но проблема тут кроется не в том, что «не помогло», а в том, что был неверный посыл всей церковной жизни этого человека. Тут надо понимать, что мы ходим в храм не как в место «исполнения желаний». Мы делаем это для того, чтобы жить христианской жизнью. Опыт духовной жизни, опыт богообщения - вот то, что дает нам Церковь.
И не забываем о том, что Господь посылает человеку не то, что он просит, а то, что полезно для нашего спасения. Бывает так, что не приходит исцеление от болезни. Тогда надо понять, для чего Господь оставляет нам эту болезнь. Быть может, это путь ко спасению? И стоит увидеть его и пойти по нему!
Наверное, можно назвать и другие «причины» не ходить в храм. Но все они будут в кавычках. Просто потому, что это не причины. Это наше самооправдание. Вспомним евангельское: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).