Московский патриархат / Татарстанская митрополия / Казанская епархия

Храм сошествия
Святого духа

Храм Сошествия Святаго Духа

Заказать панихиду

720

Для отправки требы, заполните формузаказа ниже:

Справка:

Панихида – это молитва об усопших. Обычно, панихида совершается до погребения, а также на третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти и другие памятные даты по желанию родственников и друзей.  Не надо путать её с  отпеванием, которое тоже является заупокойным богослужением, но совершается над умершим только однажды.

Если отпевание происходит в отсутствие тела, оно называется заочным. Практика заочных отпеваний появилась в нашей стране в период гонений на Церковь, когда резко сократилось число храмов и духовенства. В конце отпевания на могиле на крышку гроба священник бросает землю со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Это действие, как и многое в нашей Церкви имеет символический смысл. В случае заочного отпевания этого напоминательного и назидательного действия не происходит. Но, к сожалению, совершенно обыкновенная земля в глазах многих простых верующих и даже некоторых клириков приобретает статус особенной «освященной». Её выдают и даже продают в храмах, как в цветочных магазинах. В случае заочного отпевания выдача земли не имеет никакого смысла. А любое действие без смысла является суеверием. К сожалению, как часто это бывает, внешний знак вытеснил подлинный смысл.

В современной практике Русской Православной Церкви существует 7 разновидностей отпевания: чин погребения мирских человек, иноков, священников, младенцев, архиереев, не православных, а так же отпевания усопших в Светлую седмицу.

Смерть – великое таинство отделения души от тела и перехода из материального мира в мир духовный. Молясь за панихидой, мы надеемся, что наши молитвы принесут облегчение тем, кто покинул тело. В любом случае, молитва — это единственно надёжный способ общения между живыми и умершими. Заупокойные богослужения призывают людей помнить о Боге и о том, что для Него нет мёртвых, но все живы, и не стоит превращать их в элементы культа предков с неутешным плачем, пирами и тризнами.

«В свете нашего религиозного сознания, пишет профессор архимандрит Киприан (Керн), тает, как воск от лица огня, безрассудная, чисто животная боязнь смерти, и исчезает, как дымок в предрассветном морозном воздухе тьма неведения, пустоты и бесцельности. Радость наполняет всю жизнь православного христианина, приятие всей жизни, со всеми ее природными совершенствами и кажущимися несовершенствами, и победа, и борьба над страстями и грехом. Ощущение радости бытия не как животный культ плоти, а как постоянная память о Боге Животодавце и Промыслителе, радость о Господе, радость о каждом дне жизни нашей, даруемой нам от Бога, радость о том, что солнце сияет, сирень цветет и заливается жаворонок, кувыркаясь в небесной лазури, и я живу, как часть единого Божьего мира, прекрасного, дивного, гармоничного. Постоянная память о Боге, благодарность Ему за эту жизнь, за все, “о всех явленных и неявленных благодеяниях бывших на нас”. И рядом — строгая, величественная память смертная. Это не мрачная мысль, не безнадежная боязнь пустоты и страшной “бани с пауками”, и не назойливое желание хоть как-нибудь освободиться от этой надоевшей жизни, а что там — все равно. Нет, это лишь момент перехода к другой жизни, жизни будущего века. Смиренно принять эту мысль, примириться с ней, потом привыкнуть, а там и полюбить, и всегда ее иметь в себе. И тогда — так легка и жизнь и смерть. Всему этому нас учит православная панихида, поминальная “родительская суббота”.

Даже находящиеся вне Церкви нехристиане и инославные проникаются и умиляются величественностью нашей панихиды, и именно русской, а не какой-либо другой, пусть даже и православной, ибо как много дают человеческому сердцу наши обиходные напевы, так прекрасно гармонизированные. Да и все содержание этих служб особенно ярко выявляется во всей полноте и красоте именно в русском богослужебном обряде.

Сама подготовка христианина к смерти дает ответ на многие вопросы. Надо отметить громадную чуткость, художественность и знание души человеческой во всех этих песнопениях и обрядах. Творцы заупокойных песнопений, а особенно величайший св. Иоанн Дамаскин, отобразили в них эту смятенность и подавленность человеческого духа, отметив чисто физический страх, сожаление о манящей и оставляемой милой земле, содрогание при мысли о смерти, боль страха смерти. И с этими заглушенными рыданиями близких людей, этих “плачущих, болезнующих и чающих Христова утешения”, с содроганием от прикосновения к мысли о смерти, соединили они величайшие по глубине философские мысли, раскрыли полноту церковного осознания смерти, жизни будущего века в прославленном теле.

Подготовка к смерти православного христианина совершающаяся в течение всей жизни, венчается предсмертными переживаниями. С момента рождения Церковь Православная заботливо охраняет весь путь христианина и перед смертью напутствует его с чисто материнской нежностью. В этих предсмертных напутственных песнопениях ясно звучит и тревожное настроение самого умирающего и его душевное томление перед неизвестностью. На одре лежит человек перед лицом смерти, стоящей тут же…»

В храме есть особое место, перед которым обычно служится панихида, так называемый «канун». Это прямоугольный столик с Распятием и рядами подсвечников. Как правило, рядом находится стол или лавка или корзина, куда можно положить продукты, как жертву в память об усопшем. В дни однодневных и многодневных постов принято приносить в храм постную пищу. В остальное время можно приносить всё кроме мясной пищи.

В древности был обычай накрывать поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего.

Так же существует так называемая гражданская панихида. Эта панихида не является религиозным действием, хотя на ней может присутствовать священник. Во время гражданской панихиды ко гробу усопшего приносят венки и цветы, произносят речи, читают эпитафии.

В некоторых случаях вместо панихиды служится только её завершающая часть, называющаяся литией (от греч. λιτη —  просьба, усердное моление). Это происходит от того, что панихида довольно долгая служба и не всегда бывает возможность её совершить. Лития состоит из предначинательных молитв, пения тропарей «Со духи праведных скончавшихся…«, заупокойной ектений «Помилуй нас, Боже…» с поминовением имен усопших, отпуста и возглашения «Вечной памяти«. По просьбе родственников священник может отслужить заупокойную литию перед выносом усопшего из дома, при встрече тела в храме, на могиле, по возвращении родных в дом после погребения. Часто заупокойная лития совершается в дни Великого поста.

Не надо путать заупокойную литию с другим богослужением, не имеющим отношения к молитве об усопшем, но имеющим то же название. Такая лития бывает на праздничной всенощной и совершается в притворе храма.

Обычно панихиды служат по субботам (день, который выбран, как день поминовения усопших), среди которых особенно выделяются родительские субботы. Это суббота мясопустная, субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы, Радоница, суббота Троицкая, Димитриевская суббота, изначально посвященная памяти воинов павших на Куликовом поле. Так же панихиды служат в день, когда вспоминается усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и 9 мая.

На всенощном бдении родительских суббот, которое служится в пятницу, совершается особое последование называемое парастас ( греч. «ходатайство).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Наш инстаграмм

Скоро

Слово настоятеля

«Сегодня открывается новая страница в жизни православной гимназии. Вы видите, что сбылись наши многолетние чаяния и отныне обучение будет проходить в новом здании. Просторные, светлые аудитории, оборудованные самым современным оборудованием, помогут сделать получение детьми знаний не только более результативным, но и комфортным. Хочу выразить глубокую признательность всем благотворителям, строителям, участникам, оказавшим неоценимую помощь в этом важном деле».

Приветственный адрес в День Знаний

Banner 1 4 bok

Banner 1 6 bok

Banner 1 3 bok v2

Banner 1 bok v2

Блог православного гимназиста

Мурнов Егор, 3 класс

«Настоящая любовь – взаимное уважение, вера и искренность чувств. Люди, испытывающие настоящую любовь, готовы пожертвовать собою. Семья должна быть дружной и крепкой, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства. Вся семейная жизнь – это ежедневная борьба за любовь и укрепление отношений между друг другом. Настоящий мужчина должен быть смелым и отважным. Он должен уметь защитить свою семью и не давать ее в обиду, должен содержать и обеспечивать всем необходимым, чтобы семья ни в чем не нуждалась».

Подробнее...

Православный календарь